Счета-фактуры при УСН: последствия выставления

| статьи | печать

Обязанность по выставлению счетов-фактур возложена Налоговым кодексом только на налогоплательщиков НДС (п. 3 ст. 169 НК РФ). Поэтому организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, счета-фактуры составлять не должны. Но и запрета на это в главе 21 НК РФ нет. Что ждет «упрощенца», выставившего счет-фактуру с выделенным НДС? Об этом Минфин России напомнил в письме от 11.01.2018 № 03-07-14/328.

Последствия выставления счета-фактуры лицом, не являющимся плательщиком этого налога, прописаны в п. 5 ст. 173 НК РФ.

Исходя из этой нормы при выставлении «упрощенцем» покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС эти суммы налога подлежат уплате в бюджет в полном объеме. Но то, что «упрощенец» уплачивает НДС в бюджет, еще не дает ему права принимать к вычету налог, который он уплачивает своим поставщикам в составе стоимости товаров (работ, услуг). Это подтверждается упомянутым в рассматриваемом письме Минфина России постановлением Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», а также судебной практикой.

Один из недавних споров на эту тему был рассмотрен АС Поволжского округа в постановлении от 21.12.2017 № Ф06-27869/2017.

Общество, применявшее УСН с 2014 г., представило в 2016 г. декларации по НДС с заявленными суммами налога к вычету. Инспекция признала вычеты неправомерными и привлекла общество к ответственности. Налоговики указали, что на налогоплательщика на УСН возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания п. 5 ст. 173 НК РФ определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями главы 21 НК РФ не предусмотрена.

Не согласившись с решением налоговиков, общество обратилось в суд, но дело проиграло.

Суды установили, что налогоплательщик право на применение УСН не утрачивал, сообщений в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения не направлял.

По мнению общества, определяющим фактором для выяснения вопроса о правомерности применения или отказа в применении УСН является фактическое ведение хозяйственной деятельности по общему режиму налогообложения с начала налогового периода (что подтверждается представлением налоговых деклараций по НДС и по налогу на прибыль), а подача заявления в инспекцию носит уведомительный характер. Суды оценили этот довод следующим образом.

Согласно абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату). Действия налогового органа по приему у налогоплательщика представляемых им с октября 2015 г. деклараций по общей системе налогообложения (НДС, налог на прибыль) не изменяют действующего порядка перехода на иной режим налогообложения и не освобождают налогоплательщика от обязанности соблюдать такой порядок.

Пунктом 2 ст. 346.11 НК РФ установлено, что организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ. При этом в подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога, в случае выставления ими покупателю счет-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет.

Однако, как разъяснено в п. 5 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.05.2014 № 33, возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов.

На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания п. 5 ст. 173 НК РФ определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счет-фактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями главы 21 НК РФ не предусмотрена.

Поэтому выводы инспекции о том, что налогоплательщик неправомерно заявил к возмещению суммы НДС, признаны обоснованными.