ТОП-5 изменений в сфере международного налогового планирования

| статьи | печать

Уходящий год ознаменовался важными, но ожидаемыми для российского законодательства событиями. Мы отобрали самые значительные, на наш взгляд, нормативные изменения, произошедшие в 2017 году, которые предопределяют вектор дальнейшей правоприменительной практики в сфере международного налогообложения в России.

1 Международный автоматический обмен

Федеральным законом от 27.11.2017 № 340-ФЗ (далее – Закон № 340-ФЗ) Налоговый кодекс РФ (далее –НК РФ) дополнен нормами об автоматическом обмене финансовой информацией и страновыми отчетами с иностранными государствами. В НК РФ появились:

–глава 20.1 «Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)»;

–глава 20.2 «Международный автоматический обмен страновыми отчетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации».

Напомним, что с момента вступления в силу в нашей стране в 2015 году Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (заключена в г. Страсбурге 25 января 1988 года) Россия последовательно продвигается к приведению норм национального законодательства в соответствие с ее положениями.

С принятием Закона № 340-ФЗ на законодательном уровне введено обязательство для крупных российских организаций, являющихся участниками международных групп, ежегодно представлять в налоговые органы новые формы отчетности с информацией по доходам своей международной части.

Помимо этого, урегулированы вопросы, связанные с процедурой автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств.

Вступление в силу соответствующих поправок в НК РФ потенциально позволит России передавать и получать информацию от участников финансового рынка во всех странах. Речь в данном случае идет об информации о балансе банковских и иных финансовых счетов, их владельцах и сведений о резидентах получающей информацию страны.

Процедуры, сроки, состав информации и порядок ее представления в ФНС России будут детально прописаны в постановлении Правительства РФ, принятие которого ожидается в начале 2018 года (феврале–марте). По заявлению официальных представителей ФНС России, обмен информацией также стартует в будущем году в отношении финансовой информации за 2017 год.

Вместе с тем обмен информацией будет происходить между теми странами, которые обоюдно уведомят Организацию экономического сотрудничества и развития о своем желании его начать. На сегодняшний день предварительно о своем желании осуществлять в будущем обмен информацией с Российской Федерацией объявили несколько стран, в том числе Швейцария, Кипр, Гонконг. При этом двусторонних уведомлений у России на момент подготовки настоящей статьи не имеется ни с одной из стран-участниц многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014, подписанного ФНС России еще в 2016 году.

2 Запрос сведений о конечном бенефициаре

ФНС России приступила к практической подготовке ведомственного акта, устанавливающего форму (формат и структуру) запроса налогового органа в адрес налогоплательщика (юридического лица) в отношении сведений о его конечном бенефициаре. Ожидается, что соответствующий приказ вступит в силу в 2018 году и уже в первом квартале российские налогоплательщики получат такие запросы.

Отсутствие ответа на запрос грозит налогоплательщику и его должностным лицам штрафами, а также возможными негативными последствиями в части применения налогоплательщиком международных налоговых льгот. Например, в случае непредставления компанией документального подтверждения сведений о своем конечном бенефициаре применение ею пониженной ставки налога на доходы у источника в России при выплате дивидендов иностранному акционеру налогоплательщика будет сопряжено с возникновением споров с налоговым органом.

3 Корректировка офшорных «черных списков»

Приказом Минфина России от 02.11.2017 № 175н внесены изменения в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и/или не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утв. Приказом Минфина России от 13.11.2007 №?108н (далее –Перечень №?108н). Поправки предусматривают исключение из Перечня №?108н такой юрисдикции, как Гонконг. Можно говорить о следующих последствиях исключения с 2018 года данной юрисдикции из Перечня № 108н:

–российской организацией могут быть использованы льготы при получении ею имущества от гонконгской компании (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ);

–российская организация освобождается от налогообложения по доходам, полученным в виде дивидендов от гонконгской компании, которой она мажоритарно владеет более года (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ);

–из-под особого контроля выводятся крупные сделки с независимыми гонконгскими компаниями: сделка между российской и гонконгской компаниями, не являющимися взаимозависимыми, больше не будет приравниваться к контролируемой сделке для целей трансфертного ценообразования (подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Кроме того, с 1 января 2018 года вступает в силу Приказ ФНС России от 01.09.2017 № ММВ-7-17/709@, исключающий из Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией:

–Британские Виргинские острова;

–Республику Конго;

–Южную Корею.

Список ФНС России предназначен, в основном, для администрирования контролируемых иностранных компаний (далее –КИК).

4 Изменения в законодательстве о КИК

Проектом Федерального закона № 300200-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний)» (далее –Законопроект № 300200-7, принятым Госдумой РФ в первом чтении 6 декабря 2017 года, предполагается принятие ряда точечных поправок в законодательство о КИК.

В случае окончательного принятия Законопроекта № 300200-7 и его вступления в силу в законодательство о КИК будут внесены следующие уточнения:

–к доходам КИК, освобождаемым от налогообложения при их получении, помимо дивидендов, будут отнесены доходы в виде «ликвидационных выплат», выплат, распределяемых структурами без образования лица (трастами), а также иные доходы, выплачиваемые из прибыли КИК (то есть после налогообложения);

–налогоплательщики будут освобождены от части «дублирующей» обязанности по предоставлению документов в случае, если идентичные документы уже были представлены иным налогоплательщиком –контролирующим лицом соответствующей КИК (то есть в ситуации, когда участие российского контролирующего лица в КИК реализовано исключительно через иное российское лицо);

–будут расширены и уточнены правила налогообложения активов, полученных в рамках «безналоговой» ликвидации офшорных компаний, которая проводилась в последние годы, что обеспечит пользователям льготы, превышающие возможности по планированию своих операций с полученными таким образом активами.

5 Концепция необоснованной налоговой выгоды

В российское законодательство введена концепция необоснованной налоговой выгоды. Соответствующие изменения в часть первую НК РФ (а именно в ст. 54.1 НК РФ) были внесены Федеральным законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ. Согласно поправкам, вступившим в силу с 19 августа 2017 года, налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и/или сумму подлежащего уплате налога при одновременном соблюдении следующих условий:

–основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и/или зачет (возврат) суммы налога;

–обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком.

Помимо этого, в ст. 54.1 НК РФ указывается, что следующие обстоятельства не рассматриваются как самостоятельные основания для признания факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды:

–подписание первичных учетных документов неустановленным (неуполномоченным) лицом;

–нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах;

–возможность получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций).

В целом эти принципы ранее уже использовались налоговыми органами на практике и подтверждались судами. Однако их введение непосредственно в закон позволит сделать практику более универсальной и, как мы надеемся, более справедливой. Для международного налогообложения данный аспект важен в первую очередь при признании российскими компаниями расходов, связанных с отношениями с иностранными компаниями, и структурировании отношений внутри холдингов. Любые операции такого типа должны тестироваться в рамках алгоритма ст. 54.1 НК РФ на наличие экономической цели, отличной от налоговой.