1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 50

Основные изменения в государственных закупках

Государственные закупки сегодня – это одна из самых динамично меняющихся сфер в правовом поле. Юристы, специализирующиеся на госзакупках, должны быть постоянно в курсе актуальных корректив в законодательстве. Например, в ключевой для этой сферы Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменения вносятся практически постоянно. Попробуем проанализировать наиболее интересные и важные нововведения о госзакупках в 2017 году.

Уменьшить коррупционные риски

Федеральный закон от 28.12.2016 № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 489-ФЗ) вступил в действие 9 января 2017 года.

Цель его – уменьшить коррупционные риски и злоупотребления в этой области. Что предусмотрел этот Закон? Участником закупки может быть юридическое лицо, которое не привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в госзакупке.

Закон № 489-ФЗ потребовал от участников закупки (физического лица или руководителя, членов коллегиального исполнительного органа либо главного бухгалтера) не иметь судимости за преступления в экономической сфере и (или) предусмотренные ст. 289–291.1 УК РФ (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята). Кроме этого, вышеуказанные лица не должны иметь наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, связанной с выполнением работы, оказанием услуги, поставкой товара, которые являются объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

Запрет на иностранные товары для нужд обороны

Постановление Правительства РФ от 14.01.2017 № 9 «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее– Постановление № 9).

Этот документ установил новые правила и запреты в закупках иностранных товаров для нужд обороны и безопасности. В частности, создан перечень случаев, когда запрет на закупку иностранных товаров, работ и услуг отсутствует. Например, при закупке запасных частей и расходных материалов к имеющимся у заказчика машинам и оборудованию, когда необходимо обеспечить взаимодействие закупаемых товаров с уже имеющимися товарами, при закупке товаров на небольшие суммы, при закупке товаров для отдельных силовых ведомств и т. д.

Отмечу, что Постановлением № 9 впервые предпринята попытка определения понятия «закупки для нужд обороны страны и безопасности государства». По мнению законотворцев, таковыми являются: «закупки товаров, работ (услуг) в целях выполнения мероприятий государственных программ РФ, долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны страны и безопасности государства, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа, а также закупки товаров, работ (услуг) для выполнения функций и полномочий заказчиков, непосредственно связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства».

В течение двух лет, с даты вступления в силу Постановления № 9, запрещены закупки иностранных товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства. Этот запрет распространяется на любые иностранные товары. После истечения этого периода времени к участию в таких закупках будут допущены товары, работы и услуги, происходящие из других стран-участниц ЕАЭС.

Срок оплаты сокращен

Федеральный закон от 01.05.2017 № 83-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установил предельно допустимый срок оплаты заказчиком работ (ее результатов), услуг, товаров или отдельных этапов исполнения контракта – не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Срок оплаты товаров, работ или услуг, предусмотренных контрактом, заключенным с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, уменьшен и составляет 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Функции в сфере закупок

Постановление Правительства РФ от 14.04.2017 № 446 установило, что Министерство финансов РФ определено федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным исполнять функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также вести реестр инвестиционных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Ответственность для должностного лица

КоАП РФ 06.08.2017 дополнен ст. 7.32.5, введенной Федеральным законом от 26.07.2017 № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Новая статья в КоАП РФ установила административную ответственность для должностного лица заказчика, нарушившего срок и порядок оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также не исполнившего обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

Для нарушителя предусмотрен административный штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. В случае если перечисленные деяния совершило лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, то это должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от одного года до двух лет.