Процедуры эмиссии предлагают сделать проще и быстрее

| статьи | печать

В Госдуму внесен проект изменений в законодательство о ценных бумагах который в числе прочего, отменяет деление эмиссионных ценных бумаг на документарные и бездокументарные, исключает сертификат как документ, удостоверяющий права владельцев на эмиссионные ценные бумаги и устраняет дублирование фиксации условий размещения ценных бумаг в проспекте ценных бумаг и в решении о выпуске ценных бумаг.

В своем Послании Федеральному Собранию РФ от 03.12.2015 Президент РФ указал на необходимость подготовить и представить предложения, направленные на упрощение и сокращение сроков процедуры эмиссии долговых ценных бумаг. Во исполнение в том числе данного поручения Правительство разработало и внесло в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О рынке ценных бумаг“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг» (законопроект № 319413-7).

Законопроект предлагает внести изменения в ряд федеральных законов, направленные:

  • на упрощение и сокращение сроков процедуры эмиссии долговых и иных эмиссионных ценных бумаг;

  • оптимизацию требований к раскрытию информации эмитентами ценных бумаг;

  • снятие излишних административных барьеров при осуществлении эмиссии ценных бумаг.

Меры, направленные на упрощение процедуры эмиссии и сокращение сроков

В частности предлагается отменить процедуры утверждения уполномоченным органом эмитента решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг. При этом право подписи решения о выпуске (дополнительном выпуске) должно быть передано должностному лицу эмитента.

В целях упрощения процедуры эмиссии и исключения при эмиссии ценных бумаг дублирующих документов предлагается исключить из Федерального закона от 22.04.96 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг) деление эмиссионных ценных бумаг на документарные и бездокументарные. Как следствие, из Закона о рынке ценных бумаг будет исключен сертификат как документ, удостоверяющий права владельцев на эмиссионные ценные бумаги. Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги будут удостоверяться записями на лицевых счетах в реестре, который ведет регистратор, или, в случае учета прав на эмиссионные ценные бумаги в депозитарии, записями по счетам депо в депозитариях. Отмена сертификата решает проблему дублирования описания (закрепления) прав по документарным облигациям в сертификате и в решении о выпуске ценных бумаг.

Из перечня обязательной информации, указываемой в проспекте ценных бумаг, предлагается исключить описание прав по ценным бумагам. Таким образом, единственным документом, содержащим сведения о правах владельцев ценных бумаг, останется решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг.

Законопроект предлагает также устранить дублирование фиксации условий размещения ценных бумаг в проспекте ценных бумаг и в решении о выпуске ценных бумаг. При отсутствии проспекта ценных бумаг или при отсутствии в проспекте ценных бумаг условий размещения ценных бумаг указанные условия предлагается отражать в отдельном документе. При этом такой документ, содержащий условия размещения облигаций, не конвертируемых в акции, не будет требовать утверждения, не будет подлежать представлению для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций и может быть подписан уполномоченным должностным лицом эмитента.

Кроме того, законопроектом предусмотрена возможность предоставления документов для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, проспекта ценных бумаг, программы облигаций, документа, содержащего условия размещения эмиссионных ценных бумаг, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, а также изменений, вносимых в указанные документы, в Банк России или регистрирующую организацию в электронной форме. Это позволит снизить затраты на подготовку эмиссионных документов.

Законопроектом также предусмотрено освобождение эмитентов от обязанности представления уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг с возложением этой обязанности на организации учетной системы (регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг эмитента, или депозитария, осуществляющего централизованный учет прав на ценные бумаги эмитента).

Возможность осуществления эмиссии облигаций по упрощенной процедуре (в рамках программы облигаций) предлагается распространить на любые облигации, не конвертируемые в акции.

Законопроект также снимает ограничение по сроку размещения облигаций в течение одного года с даты регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций. Таким образом, предлагается распространить практику размещения биржевых облигаций в течение всего срока до их погашения на другие облигации. Кроме того, законопроектом вводится возможность допуска коммерческих облигаций к организованным торгам в процессе их обращения при условии регистрации биржей проспекта коммерческих облигаций.

Раскрытие информации эмитентами

Разработчики законопроекта предлагают оптимизировать подходы к проспекту ценных бумаг. Так, на Банк России предлагается возложить полномочия по установлению различных требований к проспекту ценных бумаг в зависимости от вида, категории (типа) ценных бумаг, вида основной деятельности эмитента, в зависимости от того, является ли эмитент субъектом малого и среднего бизнеса, раскрывает ли эмитент информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, а также в зависимости от количества размещенных эмитентом в течение года выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг.

В целях повышения прозрачности и объективности информации о деятельности как самого эмитента, так и группы, которую эмитент в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности создает вместе с другими организациями, вводится требование о раскрытии в проспекте ценных бумаг консолидированной финансовой отчетности, составляемой эмитентом в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», а если эмитент вместе с другими организациями не создает группу — финансовой отчетности эмитента.

Кроме того, законопроект предусматривает возможность составления кратких проспектов ценных бумаг в случае, если эмитент в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации уже раскрывает ежеквартальные отчеты и сообщения о существенных фактах. Таким образом, сохраняется баланс между интересами эмитента, сокращающего сроки и затраты на подготовку проспекта ценных бумаг, и интересами инвесторов, которым необходимо получить полную и объективную информацию о рисках, связанных с приобретением размещаемых ценных бумаг.

В настоящее время п. 14 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг содержит свыше 50 событий (фактов), которые для целей раскрытия информации рассматриваются в качестве существенных. Последний из названных фактов сформулирован так: иные факты, «оказывающие, по мнению эмитента, существенное влияние на стоимость его эмиссионных ценных бумаг». Законопроектом предлагается изменить подход к требованиям о раскрытии эмитентами информации о существенных фактах. Перечень существенных фактов будет исключен из Закона о рынке ценных бумаг. На смену ему придет правило о том, что «требования к раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах, в том числе к составу и содержанию такой информации, определяются нормативными актами Банка России».

На рассмотрение Госдумы проект внесли в конце ноября. Первое чтение запланировано в весеннюю сессию. Закон в случае его принятия вступит в силу со дня его официального опубликования.