Правила переноса лет для расчета декретного пособия

| статьи | печать

При расчете пособия по беременности и родам нельзя произвольно заменить годы расчетного периода. К такому выводу пришли высшие арбитры в Определении Верховного суда РФ от 22.09.2017 № 304-КГ17-12780.

Общий порядок

Прежде чем перейти к выводам, сделанным судами, расскажем о правилах расчета пособий, связанных с материнством. Они установлены в Федеральном законе от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ пособия по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работницы, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления декрета или отпуска по уходу за ребенком.

Из этого правила есть исключения. Так, в том случае, когда в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов работница находилась в декрете и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по ее заявлению могут быть заменены для расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом). Главное, чтобы замена лет привела к увеличению размера пособия.

Аналогичное правило прописано и в п. 6, 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 (далее — Положение).

Как видите, ни в Законе № 255-ФЗ, ни в Положении не уточняется, какие именно предшествующие наступлению страхового случая годы можно использовать в расчете — любые два года или же два года, непосредственно предшествующие году, в котором наступил страховой случай.

Из декрета в декрет

Работница индивидуального предпринимателя в 2012—2014 гг. сначала находилась в отпуске по беременности и родам, а потом в отпуске по уходу за первым ребенком. Не выходя на работу, она подала заявление о прекращении отпуска по уходу за первым ребенком и убытии в декретный отпуск в связи с рождением следующего ребенка (соответствующий листок нетрудоспособности по беременности и родам был ей выдан с 22 октября 2014 г.). После окончания этого больничного листа сотрудница написала заявление о предоставлении отпуска по уходу за вторым ребенком на период с марта 2015 г. по январь 2016 г. Кроме того, работница написала еще одно заявление, в котором попросила для расчета пособия заменить 2013 и 2014 гг. на 2009 и 2010 гг.

Индивидуальный предприниматель удовлетворил просьбу сотрудницы и рассчитал пособия исходя из среднего заработка, полученного ею в 2009 и 2010 гг.

Однако специалисты ФСС России признали такие действия бизнесмена неправомерными и частично отказали в принятии к зачету выплаченных сумм декретного пособия. По их мнению, замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые предшествующие годы, а только на непосредственно предшествующие наступлению страхового случая. Если в 2013—2014 гг. работница находилась в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, а новый страховой случай наступил в 2015 г., то 2013 и 2014 гг. могут быть заменены только на ближайшие предшествующие 2011 и 2010 гг., так как последним полностью отработанным годом является 2011 г.

Предприниматель не согласился с решением фонда и обратился за защитой в суд.

Первые победы…

В рассматриваемом деле суд первой инстанции и апелляция поддержали предпринимателя. Суды отметили, что на законодательном уровне не установлена замена годов в расчетном периоде в целях расчета пособия только на непосредственно предшествующие годы, поскольку и в Законе № 255-ФЗ, и в Положении содержится формулировка «предшествующий календарный год».

Принимая решение в пользу предпринимателя, арбитры также привели отдельные положения Конституции РФ. Они указали, что в России материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (ч. 1 ст. 38, ч. 1 ст. 39 Конституции РФ). Принцип социального государства относится к основам конституционного строя РФ. Этот принцип обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять охрану труда и здоровья людей, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7, ст. 37 и 41 Конституции РФ), в том числе в отношении такой особой категории, как беременные женщины.

Каждая работающая женщина имеет право на отпуск по материнству (отпуск по беременности и родам), в связи с предоставлением которого ей выплачивается денежное пособие. При этом ставки пособия должны быть определены национальными законами или правилами таким образом, чтобы обеспечить женщине и ее ребенку хорошие с точки зрения гигиены условия и удовлетворительный уровень жизни (п. 1 ст. 3, п. 1 и 2 ст. 4 Конвенции МОТ от 28.06.52 № 103 «Относительно охраны материнства», ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.07.56).

Исходя из этого, арбитры пришли к выводу, что предприниматель обоснованно рассчитал пособие максимально приближенно по отношению к фактической зарплате работницы.

…и последующие поражения

Представители ФСС России не согласились с таким «приговором» и решили обжаловать его в кассации. И эта судебная инстанция, а затем и Верховный суд РФ поддержали фонд.

Арбитры отметили, что нижестоящие суды не учли следующее. Исключения в расчете пособий, касающиеся ситуации, когда в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страховых случаев, либо в одном из указанных годов работница находилась в декрете или в отпуске по уходу за ребенком, не отменяют общий принцип выплат как частичную компенсацию утраченного работником заработка в результате наступления страхового случая. Поэтому замена календарных лет, непосредственно предшествующих наступлению страхового случая, на другие произвольно выбранные по желанию работника годы, предшествующие наступлению страхового случая, не будут отвечать заложенным в Законе № 255-ФЗ принципам.

Суд кассационной инстанции посчитал неправильными выводы судов о том, что ни Законом № 255-ФЗ, ни Положением не установлено, что замена возможна только на непосредственно предшествующие годы. В части 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ сказано, что пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два предшествующих календарных года. При этом берутся годы именно непосредственно предшествующие наступлению страхового случая. Это прямо следует из указанной нормы.

Отклонили арбитры и ссылки судов на Конституцию РФ, так как, по их мнению, приведенные положения Конституции РФ не относятся к рассматриваемой ситуации. Кроме того, арбитры отметили, что согласно позиции предпринимателя компенсироваться может не заработная плата, утраченная в результате наступления страхового случая, а любая заработная плата, когда-либо ранее получаемая работником. А это недопустимо.

Следует отметить, что Минтруд России придерживается фискального подхода. Так, в письме от 03.08.2015 № 17-1/ООГ-1105 специалисты трудового ведомства указали следующее. Пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка в связи с наступлением страхового случая. В связи с этим работнику должен возмещаться его реальный заработок, полученный непосредственно перед наступлением страхового случая, а не тот, который был получен несколькими годами ранее. Таким образом, замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые предшествующие годы (год), а на непосредственно предшествующие наступлению страхового случая.