Россияне доверяют бизнесменам все еще меньше, чем политикам

| статьи | печать

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и бизнес-школа «Сколково» представили данные двух независимых исследований, посвященных теме предпринимательства в России. Согласно опубликованным данным российское общество все лучше относится к предпринимателям, хотя и доверяет им меньше, чем политикам.

Отношение к бизнесу в нашей стране дифференцируется в зависимости от его масштаба: к малому и среднему бизнесу россияне относятся лучше, нежели к крупному (положительно — 90% против 67%). Аналитики зафиксировали тренд на улучшение отношения к малому и среднему бизнесу по сравнению с предыдущими периодами: по данным последних опросов, 90% выражают к нему положительное отношение (с 79% в 2009 г.).

Доверие к профессии предпринимателя в российском обществе не сформировано: несмотря на существенное снижение недоверия (с 45% в 2010 г. до 27% в 2017 г.), доля не доверяющих предпринимателям все еще превышает долю доверяющих (27% против 22%).

Доля желающих открыть свой бизнес постепенно снижается (с 32% в 2008 г. до 22% в 2017 г.), а оценивающих подобную перспективу как нежелательную растет — с 49% в 1991 г. до 68% в 2017 г. В то же время уже 7% опрошенных россиян сообщают, что у них есть свой бизнес (в 1991 г. — 2%). Большую заинтересованность в этом проявляют мужчины, люди среднего возраста, с высшим образованием, жители «миллионников».

Главным фактором успеха в бизнесе россияне в целом считают наличие стартового капитала (53%), а его отсутствие — одним из главных препонов на пути начинающих предпринимателей (18%). Также отмечается значимость команды (34%), личных качеств (24%) и др.

Если по вопросу об условиях успешного ведения бизнеса данные всероссийского исследования и опроса бизнесменов схожи, то по вопросу о барьерах ситуация обратная. По данным опроса ВЦИОМ, россияне считают бюрократию и административное давление основными и неизменными барьерами для открытия бизнеса в России. За восемь лет исследований фактор административного давления на бизнес остался неизменным (27% в 2009 г. и 26% в 2017 г.). По данным, полученным бизнес-школой «Сколково», на первое место среди препятствий предприниматели ставят создание команды/трудность в подборе сотрудников (31%), нехватку опыта и знаний у самого предпринимателя (31%) и личные барьеры/страхи/неуверенность предпринимателя (26%). Бюрократия же, административное давление и большое количество проверок не попали в топ-3 препятствий при открытии своего бизнеса.