Бизнес-среда России для немецких производителей в период взаимных санкций

| статьи | печать

Несмотря на санкции со стороны Европейского союза, бизнес в РФ не стоит на месте. И, как показывают практика и анализ действующих норм российского законодательства, для немецких производителей все обстоятельства благоприятствуют открытию производства в России. Проанализируем подробно правовые условия для этого.

Положительный опыт

По данным Российско-Германской торговой палаты, немецкий экспорт в Россию в 2015 году снизился примерно до 21 млрд евро (с отметки в 29,5 млрд евро), а 400 компаний ушли с российского рынка. Безусловно, от «войны санкций» пострадали такие отрасли, как сельское хозяйство, машиностроение, электроэнергетика. Однако не стоит забывать про то, что тенденция, скорее, положительная – закрылись всего 400 из более чем 6000 компаний ФРГ, присутствующих на российском рынке. А согласно исследованиям компании EY подавляющее большинство немецких концернов не собираются отказываться от планов по входу на российский рынок. Среди главных аргументов можно выделить и тот факт, что Россия – это огромный рынок, который нельзя терять, а также то, что производство на территории страны значительно подешевело из-за падения курса рубля. Экспорт из России стал еще более прибыльным, а необходимость в европейских, в том числе и немецких, технологиях больше.

В целом необходимо отметить положительный опыт крупных игроков на российском рынке. Так, фармацевтическая компания Bionorica SE в июле 2017 года начала строить крупный завод под Воронежем, имея при этом представительство в Москве с 1993 года. Компания Novartis в 2016 году запустила фабрику в Санкт-Петербурге. Российская дочерняя структура AstroZeneca уже в 2015 году открыла в Калужской области фармацевтический завод, который начал коммерческий выпуск продукции уже в I квартале 2016 года, а сейчас компания планирует выйти на полный цикл производства.

Особняком стоит компания Henkel. Так, на настоящий момент в России действует ООО «Хенкель рус» с филиалами (заводами) на территории Перми, Энгельса, Тосно, Тольятти, Ставропольского края, Ульяновской, Новосибирской, Челябинской и Московской областей. Как писала в 2016 году WirtschaftsWoche Heute, фирма Claas и вовсе давно чувствует себя российским производителем, имея значительные производственные мощности в Краснодаре. А российский завод «КЛААС» в ходе Петербургского международного экономического форума в 2016 году заключил специальный инвестиционный контракт с Министерством промышленности и торговли России. Это означает, что компания фактически получает статус российского производителя и может претендовать на всестороннюю поддержку государства, в том числе субсидии на выпуск сельскохозяйственной техники.

Действительно, как показывает практика и анализ действующих норм российского законодательства, для немецких производителей нет никаких серьезных ограничений по открытию производства на территории Российской Федерации, наоборот, все обстоятельства благоприятствуют открытию производства в России.

Кому вредят санкции

Санкции ЕС и контрсанкции России касаются в первую очередь торговли между государствами – членами Европейского союза и Россией. Напомним, Регламент ЕС № 692/2014 ввел запрет на ввоз всех товаров, произведенных на территории Республики Крым и города Севастополя, за исключением тех, которые поставляются для исполнения договорных обязательств, установленных до 26.09.2014. Европейским компаниям запрещено предоставлять займы и кредиты, а также оказывать любую техническую помощь в различных касающихся инфраструктуры, телекоммуникаций и энергетики проектах на территории данных субъектов Российской Федерации. Приложение III (введенное регламентом ЕС № 825/2014) устанавливает конкретный список оборудования и технологий, которые запрещено продавать, поставлять, ввозить, передавать впоследствии, а также каким-либо образом посредничать или содействовать при сделках с ними. Регламент ЕС № 833/2014 (с 12 сентября 2014 года) устанавливает также полное эмбарго на поставку товаров двойного назначения в Россию.

Россия в свою очередь ответила продовольственным эмбарго, сформулировав его основные параметры в Указе Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», а также дополняющих его указах Президента РФ от 24.06.2015 № 320, от 29.06.2016 № 305 и от 30.06.2017 № 293, принятых для реализации установок Президента в Постановлении Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 и иных ведомственных актах.

Акты устанавливают, что до 31 декабря 2018 года введен «запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению».

Однако запреты со стороны Европейского союза не распространяются на самостоятельные корпоративные структуры, созданные в соответствии с российским законодательством. Следовательно, если компания из ЕС создаст дочернюю структуру в России, проблем с санкциями быть не должно. Российские власти в свою очередь не устанавливали каких-либо ограничений в отношении открытия на территории страны дочерних структур компаний ЕС (и Германии, в частности).

Корпоративное право

Перед тем как открыть производство в России, необходимо ознакомиться с нормативной базой. Для иностранных компаний основными применимыми актами будут являться:

–Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

–Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

–Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

–Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

– Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Как мы упоминали ранее, разумнее будет создать на территории Российской Федерации новое самостоятельное юридическое лицо, дочернюю компанию. Российское корпоративное законодательство выделяет две основные организационно-правовые формы юрлиц: общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные общества (АО). Стоит отметить, что, относясь к одной, романо-германской, системе права, Россия и Германия имеют в целом единообразные взгляды на основы корпоративного права. В Германии также существуют ООО, но здесь необходимо отметить два важных обстоятельства и отличия российской корпоративной практики. Во-первых, в Российской Федерации общества одного лица (Einmanngesellschaft) не выделены в отдельную организационно-правовую форму юридических лиц, однако допускается возможность создания ООО единственным учредителем, и законодательство уделяет этому варианту должное внимание. Во-вторых, российское корпоративное право не предусматривает особых, смешанных форм торговых товариществ (таких, как существующие в Германии Gmb&Co.KG, GmbH&Co.Still, EmbH&Co.KG, GmbH&Co.KgaA), но предусматривает несколько видов товариществ.

Также при организации производства нужно учитывать несколько важных юридических требований.

Прежде всего название ООО или АО должно быть написано на русском языке – как устанавливает Гражданский кодекс РФ в п. 3 ст. 1473: «Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица». Соответственно, юрлицо можно назвать ООО «Сонне», однако нельзя добавлять «Гмбх», так как это как раз аббревиатура, отражающая организационно-правовую форму юрлица. Также в фирменном наименовании юридического лица не должны содержаться полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств и слова, производные от таких наименований (подп. 1 п. 4 ст. 1473 ГК РФ).

Иностранцам стоит учитывать особенности заполнения заявления о государственной регистрации юридического лица при его создании (по форме № Р11001). В частности, в разд. 5 листа Н заявитель должен собственноручно указать свои фамилию, имя и отчество (при наличии) (п. 2.20.5 разд. II Приложения № 20 к Приказу № ММВ-7-6/25@). Важно, что указанный раздел должен быть заполнен на русском языке, даже если заявитель является иностранным гражданином и русским языком не владеет (п. 14.2.05.61 Приложения № 1 к Письму ФНС России от 31.01.2014 № СА-4-14/1645@).

Если в качестве одного из учредителей юрлица в России выступает немецкая компания, это потребует дополнительных документов. Например, при подаче заявления о регистрации юрлица в Федеральную налоговую службу России понадобится также выписка из реестра иностранных юридических лиц страны происхождения учредителя или иное, равное по юридической силе, доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя, (подп. «г» ст. 12 Закона № 129-ФЗ, абз. 5 п. 18 Административного регламента).

Выгодно и просто

Можно сказать, что деятельности немецких бизнесменов в Российской Федерации оказывают активное содействие в деловом плане. Активно работает Российско-Германская внешнеторговая палата. Важно, что данная организация оказывает немецкому бизнесу бесплатные услуги, в том числе информационного характера.

Если проанализировать ежегодный отчет Палаты за 2016 год, можно понять, что организация (даже в условиях продления режима санкций и контрсанкций), скорее, расширяет свою деятельность и, активно взаимодействуя с органами власти в различных регионах, способствует развитию немецкого производства в России, торговли между Германией и Россией.

Таким образом, в сложившихся обстоятельствах для немецких производителей крайне выгодно и просто открывать производство в России.