Как разрешить разногласия?

| статьи | печать

Договор на услуги с эксплуатационной организацией по обслуживанию гаражного комплекса предусматривает прекращение договора по соглашению сторон. При этом исполнитель по договору систематически нарушает условия договора: не осуществляет замену ламп освещения, не проводит ремонт, в результате чего имеют место протечки дождевой и талой воды. Каким образом можно прекратить данный договор?

В. Еремченко, г. Москва

Ответ. Если в договоре обозначено такое условие, что его прекращение возможно по соглашению сторон, это вовсе не означает, что прекратить действие соглашения нельзя и по иному основанию. Согласно ч. 2 ст. 450 ГК РФ недовольная сторона может обратиться с вопросом расторжения договора в суд, но если другая сторона существенно нарушает условия договора. Существенными законодатель называет такие нарушения, вследствие которых пострадавшей стороне причинен ущерб, из-за которого она в значительной степени лишается того, на что рассчитывала при заключении соглашения. Другими словами, и применимо к рассматриваемому вопросу. Гаражный комплекс при заключении договора с эксплуатационной компанией рассчитывал на то, что он будет избавлен от устранения последствий протечки дождевой и талой воды. Однако из-за несоблюдения компанией своих обязательств крыши все-таки протекли, в результате чего пострадало какое-то имущество либо были проведены дополнительные ремонтные работы. Причем с привлечением дополнительных затрат, которых можно было бы избежать. А потому такое нарушение условий договора вполне может быть признано судом существенным и послужить основанием для расторжения соглашения.

Однако будет правильнее постараться для начала решить вопрос внесудебным образом. Для этого в адрес эксплуатационной компании направляется письменная претензия. В ней излагается:

– какие, по мнению представителей гаражного комплекса, условия договора нарушаются;

– указать, к каким последствиям привело или может привести подобное неисполнение договора;

– предложить расторгнуть договор по соглашению сторон.

Последний из указанных пунктов для претензии обязателен. Суд может не принять иск либо отказать в рассмотрении дела, потому что в договоре предусмотрено его расторжение по соглашению сторон, а такой попытки предпринято не было. Ведь теоретически эксплуатационная компания вполне может согласиться с таким предложением, и договор будет расторгнут по обоюдному согласию и без суда. Только после письменного отрицательного ответа компании можно обращаться в суд. Отсутствие какой-либо реакции в обозначенный в претензии разумный срок также считается отрицательным ответом, после которого можно подавать иск. Если срок никак и нигде не оговорен, как правило, он равен 30 суткам. Содержание иска во многом будет сходным с содержанием ранее направленной претензии. В нем тоже перечисляются неисполненные условия договора (возложенные обязательства), а также настоящие либо вероятные последствия такого неисполнения обязательств. Необходимо указать, что в соответствии с условиями договора в адрес эксплуатационной компании направлялась претензия с предложением расторгнуть договор, но был получен отрицательный ответ (либо ответ так и не поступил). Оценивать существенность нарушений суд будет по своему собственному усмотрению, исходя из конкретной ситуации. Не стоит забывать, что ГК РФ предусмотрена такая ответственность за неисполнение обязательств, возложенных договором, как уплата штрафов и пени. Их размер рассчитывается пострадавшей стороной самостоятельно на основании фактического ущерба, оговоренных договором условий и норм закона. Требование об уплате штрафа или пени, а также порядок и сроки уплаты указываются как в досудебной претензии, так и в судебном иске.