Право на телефонный звонок

| статьи | печать

Член Совета по правам человека, советник Федеральной палаты адвокатов России Ю. Костанов и адвокат М. Серновец подготовили законопроект, гарантирующий право на телефонный звонок всем, кто подвергся административному задержанию.

Действующее административное законодательство предусматривает немало поводов для задержания граждан и доставления их в отделение полиции. И многие статьи КоАП РФ разрешают задерживать человека на срок гораздо больший, чем три часа. Сегодняшние реалии таковы, что сообщить своим близким и родственникам о том, что случилось и где он находится, задержанный может лишь в том случае, если ему попадется «добрый полицейский». В КоАП РФ законодательно право на звонок хотя не запрещено, но и не закреплено. И только от такого везения или невезения зависит, смогут родные административно задержанного узнать, почему он не вернулся домой, или же будут разыскивать его, обзванивая морги и больницы.

Необходимость в телефонном звонке может понадобиться не только с целью уведомить о своем местонахождении, но и для вызова адвоката. Ведь есть такие административные правонарушения, наказания за которые не ограничиваются временным лишением свободы на три часа, двое суток... А могут закончиться и более серьезно, к примеру, депортацией. А потому здесь без помощи адвоката часто никак не обойтись.

Наконец-то появилась возможность решить подобную проблему. Член Совета по правам человека, советник Федеральной палаты адвокатов России Ю. Костанов и адвокат М. Серновец подготовили соответствующий законопроект. Согласно ему задержанный за совершение административного правонарушения в течение трех часов имеет право сделать один звонок тому, кому он сам посчитает нужным, – родным и близким или адвокату. Сейчас изучением документа занимается Уполномоченный по правам человека в РФ.

Палата адвокатов активно поддерживает законопроект. Это и понятно, ведь телефонный разговор с адвокатом сразу после доставления нарушителя в полицейское отделение чаще важнее и нужнее для задержанного, чем простое уведомление о случившемся близких. И чем быстрее и своевременнее проинформировать адвоката о начатом административном производстве, тем больше шансов на успех.

Одновременно адвокаты предлагают включить в ряд статей КоАП РФ положения, закрепляющие участие в административном деле защитника на самой начальной его стадии, а также о получении защитником и самим привлекаемым к административной ответственности лицом копий соответствующих процессуальных документов. Как пояснил один из авторов Ю. Костанов, сейчас адвокат допускается только с момента возбуждения административного дела. Если внимательно ознакомиться со статьями КоАП РФ, в которых идет речь о правах задержанных, то очевидно, что на стадии доставления и административного задержания об участии защитника речь не идет.

Важность поправок обусловлена еще и тем, что нередко сотрудники правоохранительных органов в административном порядке задерживают и подозреваемых по уголовным делам. Право на телефонный звонок нормами УПК РФ установлено, но ведь формально подозреваемый по уголовному делу задержан как административный правонарушитель, и, следовательно, получается, что права позвонить у него нет. Поправки в КоАП РФ смогут устранить такое противоречие и сделают подобную ситуацию невозможной. Теперь абсолютно у любого задержанного – и административного, и уголовного – будет шанс хотя бы сообщить о произошедшем адвокату или близким. Таким образом, по мнению адвокатов, будет устранено противоречие этих норм положениям ст. 48 Конституции РФ о том, что каждый вправе пользоваться помощью защитника с момента фактического задержания, а также положениям Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Справедливости ради стоит отметить, что в ч. 7 ст. 14 под названием «Задержание» Закона о полиции уже идет речь о праве задержанного на телефонный звонок в срок не позднее трех часов с момента задержания. Но указанная норма сформулирована таким образом, что позвонить можно именно «близким лицам» и «близким родственникам», об адвокатах опять же речь не идет.

Кроме того, отдельно оговорено, что вместо самого задержанного осуществить телефонный звонок может сам сотрудник по его просьбе. Правоохранители часто пользуются такой предоставленной им законом возможностью, чтобы не допустить прямого контакта задержанного и родственников. Прописан и довольно обширный перечень лиц, для которых на звонок наложено табу.

Скорее всего, в регулировании порядка осуществления телефонного звонка будет проведена параллель с аналогичными нормами УПК РФ. В качестве характерных особенностей хочется назвать следующие:

–во-первых, позвонить можно будет только в присутствии сотрудника правоохранительных органов. Кроме того, хотя речь идет о «звонке», на деле будет засчитан только «разговор». Иными словами, если задержанному дозвониться не получится, он может звонить сколько угодно раз, пока не поговорит с кем-либо. Только тогда его право будет считаться реализованным;

–во-вторых, вести беседу можно только на русском или другом понятном присутствующему полицейскому языке.

Интересно, что длительность разговора и тема беседы никак не регламентированы. К примеру, задержанный может позвонить, но разговаривать станет вовсе не о том, где он находится и почему, а просто на отвлеченные темы. Возможно, законодатели учтут эти пробелы, и тогда для административно задержанных будут установлены временные лимиты, а также конкретизирована цель звонка.

Еще один спорный момент – не конкретизируется понятие «близкий» человек. Также хочется надеяться, что будет более подробно расписан порядок, позволяющий обжаловать неправомерный отказ в телефонном разговоре с близкими или адвокатом.

Подобного мнения придерживается и А. Сучков, исполнительный вице-президент ФПА РФ. Он полагает, что внести соответствующие изменения в ст. 25.5 КоАП РФ, которая гарантировала бы лицу, совершившему административное правонарушение, уже с момента составления протокола об административном правонарушении или доставлении лица для составления протокола об административном правонарушении иметь право на один телефонный звонок было бы логично. А. Сучков отмечает, что разговор по телефону должен быть на русском языке в присутствии сотрудника полиции и только в целях уведомления близких родственников о своем месте нахождении и привлечении к административной ответственности. Такие нормативные изменения в свою очередь позволят реализовать конституционное право на квалифицированную юридическую помощь.