Новости («Малая бухгалтерия», № 5, 2017г.)

| статьи | печать

Федеральные стандарты бухучета

Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ (вступил в силу 19 июля 2017 г.) ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) дополнена ч. 1.1.

Согласно поправкам положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России в период с 1 октября 1998 г. до 1 января 2013 г., признаются для целей Закона № 402-ФЗ федеральными стандартами.

Кроме того, внесены изменения в ч. 6 ст. 21 Закона № 402-ФЗ. Для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций планы счетов бухгалтерского учета и порядок их применения, порядок отражения на счетах отдельных объектов бухучета и группировки счетов в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности, формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливаются нормативными актами ЦБ РФ. Указанные нормативные акты ЦБ РФ отнесены к документам в области регулирования бухучета (п. 2.1 ч. 1 ст. 21 Закона № 402-ФЗ).

Новая статья части первой НК РФ

Федеральным законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (вступает в силу 19 августа 2017 г.) часть первая НК РФ дополнена новой ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

В пункте 1 этой статьи сказано, что налогоплательщик не имеет права уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога, если корректировка требуется в результате искажения сведений:

— о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов) налогоплательщика;

— об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Если же вышеназванные обстоятельства отсутствуют, то п. 2 ст. 54.1 НК РФ разрешает произвести уменьшение налоговой базы и (или) суммы налога. Но это возможно при одновременном соблюдении двух условий:

— основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

— обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Есть в законе и одна поблажка. Она содержится в п. 3 ст. 54.1 НК РФ. Негативных налоговых последствий не будет, если:

— первичные учетные документы подписаны неустановленным или неуполномоченным лицом;

— контрагент налогоплательщика нарушил законодательство о налогах и сборах;

— у налогоплательщика есть возможность получить тот же результат экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций).

Перечисленные обстоятельства не будут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

Отслеживать соблюдение требований п. 1 и 2 ст. 54.1 НК РФ будут налоговики в ходе камеральных и выездных проверок, налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, а также налогового мониторинга. Об этом говорится в новом п. 5 ст. 82 НК РФ.

Поправлена статья НК РФ о налоговом периоде

Откорректирована ст. 55 НК РФ, в которой содержатся понятие налогового периода и порядок его определения в различных ситуациях. Изменения внесены Федеральным законом от 18.07.2017 № 173-ФЗ (вступает в силу с 19 августа 2017 г.).

После вступления в силу поправок порядок определения налогового периода будет применяться и индивидуальными предпринимателями (сейчас в указанной норме Кодекса говорится о налоговом периоде только для организаций).

Законодатели более четко (с указанием конкретных дат) прописали порядок определения первого (последнего) налогового периода в случае создания (ликвидации, реорганизации) организации, но основной подход остался прежним. Напомним, что он содержится в п. 2 и 3 ст. 55 НК РФ. Уточнено, что положения этих пунктов применяются по тем налогам, для которых частью второй НК РФ налоговым периодом установлен календарный год.

Кроме того, введены правила определения налогового периода для налогов, по которым налоговым периодом признается месяц или квартал.

Изменения в учете расходов на подготовку кадров

Федеральным законом от 18.07.2017 № 169-ФЗ «О внесении изменений в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации организаций к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров» (вступает в силу с 1 января 2018 г.) внесены поправки в п. 3 ст. 264 НК РФ, который устанавливает порядок учета расходов на обучение.

В расходы можно будет включать затраты на обучение, которое осуществляет в том числе и научная организация.

Кроме того, к расходам на обучение отнесены затраты компании, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ с образовательными организациями. В частности, в расходах будут отражаться:

— расходы на содержание помещений и оборудования налогоплательщика, используемых для обучения;

— расходы на оплату труда;

— стоимость имущества, переданного для обеспечения процесса обучения;

— иные расходы в рамках указанных договоров.

Такие расходы признаются в том налоговом периоде, в котором они были понесены, при условии, что в данном налоговом периоде хотя бы один из обучающихся, окончивших обучение в указанных образовательных организациях, заключил трудовой договор с налогоплательщиком на срок не менее одного года.

Сейчас не признаются расходами на обучение затраты, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, с содержанием образовательных учреждений, а также с выполнением для них бесплатных работ или оказанием им бесплатных услуг. С 2018 г. в этом перечне останутся только расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения.

Поправки в главу 21 НК РФ

Федеральный закон от 18.07.2017 № 161-ФЗ «О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (вступает в силу с 1 октября 2017 г.) откорректировал подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Так, от обложения НДС освобождается реализация входных билетов и абонементов на посещение аттракционов, в том числе в океанариумах. При этом океанариумы отнесены в целях налогообложения по НДС к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства.

Кроме того, п. 2 ст. 149 НК РФ дополнен подп. 33. Согласно этой норме Кодекса не будут облагаться НДС услуги по передаче медицинских изделий, указанных в абз. 4 подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, имеющих соответствующее регистрационное удостоверение, по договорам лизинга с правом выкупа. Напомним, что в соответствии с абз. 4 подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается реализация медицинских изделий при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 г. регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством РФ.

Расширен перечень неучитываемых доходов

Федеральным законом от 18.07.2017 № 166-ФЗ «О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (вступает в силу 1 января 2018 г.) в перечень доходов, которые не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль, содержащийся в п. 1 ст. 251 НК РФ, добавлен подп. 3.6. Согласно ему для целей налогообложения прибыли не будут учитываться доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав.

Данные нововведения будут применяться в отношении имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2019 г. включительно в ходе проведенной организацией в этот период инвентаризации имущества и имущественных прав.

Отчетный период для консолидированной отчетности

Федеральным законом от 18.07.2017 № 164-ФЗ (вступил в силу 19 июля 2017 г.) внесены изменения в федеральные законы от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Определены особенности регулирования отчетного периода для целей консолидированной финансовой отчетности организации.

Установлено, что отчетным периодом для годовой консолидированной финансовой отчетности (отчетным годом) является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. При этом учредительными документами организаций могут быть установлены иные даты начала и окончания отчетного года при условии, что его продолжительность равна продолжительности календарного года. Данное правило не распространяется на организации, указанные в п. 1—7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ (кредитные, страховые, НПФ, клиринговые и др.), и головные организации банковских холдингов.

Отчетным периодом для промежуточной консолидированной финансовой отчетности является период с даты начала отчетного года по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная консолидированная финансовая отчетность, включительно. Первым отчетным периодом для промежуточной консолидированной финансовой отчетности является период с даты государственной регистрации организации по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная консолидированная финансовая отчетность, включительно.

Льготный тариф для ИТ-компаний

Для ИТ-компаний применение пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование продлено по 2023 г. включительно.

Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 07.06.2017 № 114-ФЗ в Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ).

Действующей редакцией п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности, предусмотрены следующие тарифы страховых взносов:

— в течение 2014—2017 гг. — 8%;

— с 2018 г. тариф увеличивается до 13%, а с 2019 г. — до 20%.

Новой редакцией п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ установлено, что вышеуказанные ИТ-компании в течение 2018—2023 гг. применяют тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в размере 8%.

Федеральный закон от 07.06.2017 № 114-ФЗ вступит в силу с 1 января 2018 г.

Утверждены форматы заявлений о возврате (зачете) сумм налогов (взносов)

Зачет и возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов, страховых взносов, пеней, штрафов) осуществляется на основании заявления налогоплательщика, в том числе представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 4, 6 ст. 78, п. 5 ст. 79 НК РФ). Статьи 78 и 79 НК РФ не содержат указаний на то, что заявления подаются по установленным формам (форматам). Однако п. 4 ст. 31 НК РФ определено, что форматы документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждает ФНС России.

Руководствуясь положениями п. 4 ст. 31 НК РФ, налоговая служба приказом ФНС России от 23.05.2017 № ММВ-7-8/478@ утвердила рекомендуемые форматы:

— заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа);

— заявления о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа).

Форматы разработаны в соответствии с приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

Декларация по налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции

Приказом ФНС России от 15.05.2017 № ММВ-7-3/444@ утверждены новая форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, порядок ее заполнения и формат ее представления в электронном виде.

Форма декларации приведена в соответствие со стандартным машиночитаемым форматом, установленным для налоговых деклараций. Все показатели старой формы, утвержденной приказом Минфина России от 07.04.2006 № 55н, перенесены в новую форму без каких-либо изменений. При этом добавлено несколько новых.

Так, в титульный лист внесены поля для указания кода формы реорганизации (ликвидации) и ИНН/КПП реорганизованной организации. В разделе 1 код по ОКАТО заменен на код по ОКТМО. В раздел 2 (соответствует Листу 02 старой формы) добавлена новая строка 050 «Налоговая база от выполнения соглашения о разделе продукции».

В разделе 2.2 (соответствует приложению № 2 к Листу 02 старой формы) по строке 040, так же как и в старой форме, показываются расходы на приобретение, сооружение, изготовление, доставку амортизируемого имущества и доведение его до состояния, пригодного для использования. Но в новой форме уточнено, что данные расходы отражаются по строке 040 при условии их включения в программу работ и смету расходов.

Приказ ФНС России от 15.05.2017 № ММВ-7-3/444@ зарегистрирован в Минюсте России 06.06.2017 № 46962, вступает в силу 7 августа 2017 г.

Декларация по земельному налогу

Приказом ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@ утверждены форма налоговой декларации по земельному налогу, порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде.

Новая форма декларации незначительно отличается от действующей формы, утвержденной приказом ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696@.

Из титульного листа исключена графа для указания кода по ОКВЭД. Раздел 1 «Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет» остался прежним. В разделе 2 «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога» строка 050 предназначена теперь для указания не только кадастровой стоимости (доли кадастровой стоимости) земельного участка, но и нормативной цены земли. Отметим, что согласно п. 8 ст. 391 НК РФ нормативная цена земли используется в качестве налоговой базы при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, расположенных в Крыму и Севастополе, по которым не проведена кадастровая оценка. Кроме того, в разделе 2 изменены коды строк. Это связано с исключением из него строк 090, 100 и 270, в которых показывались налоговые льготы для ряда физических лиц, а также в виде снижения налоговой ставки местными органами власти.

Новая форма будет применяться начиная с представления декларации за налоговый период 2017 г.

Приказ ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@ зарегистрирован в Минюсте России 01.06.2017 № 46926.

Подтверждение статуса налогового резидента для целей НДФЛ

Минфин России в письме от 12.07.2017 № 03-04-05/44434 рассказал об особенностях подтверждения статуса налогового резидента РФ для целей НДФЛ.

Специалисты финансового ведомства отметили, что налоговый статус физического лица определяется исходя из фактического времени его нахождения на территории Российской Федерации либо за ее пределами — согласно из п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Иных критериев для признания физического лица налоговым резидентом РФ (за исключением случаев, предусмотренных в п. 2.1 и 3 ст. 207 НК РФ) в Кодексе не содержится.

Правил подтверждения физическим лицом фактического времени нахождения в РФ Кодексом не установлено. Финансисты указали, что подтверждение налогового статуса физического лица — получателя доходов производится самостоятельно исходя из особенностей каждой конкретной ситуации.

Не установлено Кодексом и перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение физических лиц за пределами РФ. По мнению Минфина России, такими документами могут являться копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, квитанции о проживании в гостинице и другие документы, на основании которых можно установить фактическое нахождение физического лица за пределами РФ.

На балансе числится товар — объект недвижимости

Финансисты считают, что со стоимости имущества, учитываемого в качестве товара, налог на имущество платить не надо, правда, за некоторым исключением.

Такая точка зрения содержится в письме Минфина России от 29.06.2017 № 03-05-05-01/41189. Приведем аргументацию ведомства.

О том, какое имущество признается объектом обложения, сказано в ст. 374 НК РФ. Это движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Кроме того, при определении объекта налогообложения нужно учитывать положения ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

Так, согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, а также в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, имущество, которое числится в учете на счете 41 «Товары», не является объектом налогообложения по налогу на имущество. Следовательно, оно не подлежит налогообложению в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. Исключение — жилые дома и жилые помещения, учитываемые в бухгалтерском учете в качестве товара.

Последовательность предоставления налоговых вычетов по НДФЛ

Некоторые виды социальных налоговых вычетов, стандартные и имущественные вычеты по НДФЛ могут быть получены работником до окончания налогового периода. Для этого он должен обратиться к работодателю с письменным заявлением и предоставить подтверждающие документы. Допустим, работник подал работодателю заявления на детский вычет, вычет на приобретение жилья и на лечение. В каком порядке работодатель должен предоставлять эти вычеты?

Специалисты ФНС России в письме от 28.06.2017 № БС-4-11/12466@ отметили, что Налоговым кодексом не установлен порядок определения последовательности предоставления налоговым агентом вычетов по НДФЛ при обращении к нему физического лица по разным основаниям. Поэтому при наличии в течение налогового периода нескольких заявлений от налогоплательщика о различных видах налоговых вычетов налоговый агент вправе предоставлять такие вычеты в любой последовательности с учетом предпочтений налогоплательщика. При этом необходимо соблюдать особенности и ограничения в размере, установленном ст. 218, 219 и 220 НК РФ.

Продажа сельхозпродукции, закупленной у физлиц

В каком порядке следует определять налоговую базу по НДС при реализации сельхозпродукции, приобретенной у физлиц, и товаров, произведенных из нее? Ответ на этот вопрос дал Минфин России в письме от 11.07.2017 № 03-07-14/43942.

Согласно п. 4 ст. 154 НК РФ при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

Таким образом, отмечается в письме, налоговая база по НДС определяется в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 154 НК РФ, в случае перепродажи плательщиком сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, приобретенных у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС.

Что касается реализации товаров, произведенных из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, то согласно п. 1 ст. 154 НК РФ в таких случаях налоговая база определяется исходя из полной стоимости реализованных товаров.