Минфин России разработал «неналоговый кодекс» для компаний и предпринимателей

| статьи | печать

На общественное обсуждение финансовое ведомство представило законопроект, устанавливающий основы регулирования неналоговых платежей для организаций и индивидуальных предпринимателей. Документ носит рамочный характер, не устанавливая никаких конкретных видов платежей, но может стать основой для так называемого неналогового кодекса.

Платежи, которые не подпадают под регулирование налогового и таможенного законодательства, законодательства о страховых взносах, а также не являются финансовыми санкциями, по мнению правительства, должны быть урегулированы отдельным федеральным законом. Проект такого закона был разработан Минфином России и представлен на общественное обсуждение на портале www.regulation.gov.ru в конце июля текущего года (ID 02/04/07-17/00069659).

Целью законопроекта является определение единых правил установления, исчисления и взимания отдельных обязательных платежей, которые уплачиваются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также иностранными лицами. Документ носит рамочный характер и устанавливает основы государственного регулирования при установлении, введении в действие и прекращении действия обязательных платежей, а также права и обязанности плательщиков и администраторов таких платежей.

Правительство предполагает, что эти изменения улучшат инвестиционный климат в России и не усложнят жизнь бизнесу. Соответствующий федеральный закон должен вступить в силу 1 января 2018 г. (за исключением отдельных положений).

Обязательный платеж — не налог, не пошлина и не страховой взнос

Определение обязательных платежей, представленное в законопроекте, довольно объемное. Так, под такими платежами предлагается понимать платежи, уплачиваемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории РФ, а также иностранными лицами (за исключением платежей, установленных в соответствии с международными до­гово­рами, законодательными и иными нормативными правовыми актами исключительно для иностранных лиц), которые отвечают одновременно следующим критериям:

  • является индивидуально-безвозмездным платежом, платежом, взимаемым государственными (муниципальными) органами, учреждениями, унитарными предприятиями за выдачу (изменение) до­кумен­тов, подтверждающих права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, иных до­кумен­тов (сведений), необходимых для осуществления предпринимательской дея­тельности, платежом, уплата которого ­обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен платеж, отдельных видов предпринимательской деятельности, либо платежом, взимаемым иными организациями, внесение которого является условием движения тяжеловесного транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования;

  • не установлен законодательством РФ о налогах и сборах, страховых взносах, таможенным законодательством ТС и законодательством РФ о таможенном деле, федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, а также платежей, обязанность по уплате которых возникает в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

  • размер платежа не определяется в соответствии с положениями закона о естественных монополиях;

  • не определяется в ходе конкурсов или аукционов;

  • не уплачивается по до­гово­ру гражданско-правового характера, заключенному в связи с вовлечением в хозяйственный оборот природных ресурсов;

  • не взимается за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных ­услуг.

Обязательные платежи будут устанавливаться или изменяться исключительно федеральными законами, постановлениями правительства, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Такие нормативные акты должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) условиях их уплаты.

Указанные законы и нормативные акты органов исполнительной власти не могут иметь обратной силы. Обратная сила допустима только в отношении правовых актов, устраняющих или смягчающих ответственность за неисполнение (несвое­временное исполнение) обязанностей по уплате обязательных платежей либо устанавливающих дополнительные гарантии защиты прав плательщиков таких платежей.

Введение новых или изменение действующих обязательных платежей допустимо не ранее 1 января года, следующего за годом принятия соответствующего нормативного акта, но не ранее шести месяцев со дня официального опубликования актов, предусматривающих их введение (изменение).

Неналоговые платежи регулировать надо, но не так

Торгово-промышленная палата РФ поддержала идею Минфина России урегулировать порядок установления и взимания обязательных неналоговых платежей, но отметила, что реализация задумки пока что далека от идеала.

Среди недостатков представленного законопроекта ­ТПП отмечены следующие моменты.

Законопроектом пре­ду­смот­рено, что неналоговые платежи могут устанавливаться нормативными актами органов исполнительной власти. Однако ­ТПП РФ предлагает установить на это прямой запрет, а возможность установления неналоговых платежей по решению органов исполнительной власти закрепить федеральным законодательным актом, устанавливающим неналоговый платеж.

Кроме того, в соответствующем акте следует определить границы полномочий по установлению размеров неналоговых платежей органами исполнительной власти. Это поз­волит придать стабильность системе фискальных платежей и минимизирует практику произвольного установления неналоговых платежей.

Законопроект предусматривает, что перечни и реестры неналоговых платежей в зависимос­ти от их вида (федеральные, региональные или местные) будут устанавливаться Правительством РФ или органами власти субъекта РФ, на территории которого они взимаются. Это, по мнению ­ТПП РФ, существенно ограничит возможность применения закона, поскольку включение или невключение в перечни и реестры платежей будет зависеть от решения органов исполнительной власти. Лучшим вариантом палата видит установление механизма, который позволит включать платежи, отвечающие всем критериям, в реестр автоматически.

Содержащиеся в законопроекте нормы создают определенные риски для бизнеса, когда органы исполнительной власти будут принимать решение о введении того или иного платежа, а предпринимательское сообщество вынуждено будет годами доказывать, что этот платеж относится к неналоговым. Это также может являться потенциальным коррупциогенным фактором. Чтобы избежать возникновения подобных рисков, необходимо устранить возникающий разрыв между законом и формируемыми реестрами и перечнями публичных платежей. ­ТПП РФ также предлагает размещать все реестры в открытом доступе, информация в них должна обновляться при внесении изменений в какой-либо платеж в реальном времени.