Увольнения начинаются

| статьи | печать

В понедельник, 17 июля, «АвтоВАЗ» сообщил, что планируется уволить 740 человек, не занятых в основном производстве. То есть, не помогло опровергнуть законы экономики консолидированное решение пару лет назад заводского профсоюза, Ростеха и мэрии Тольятти об увольнении прежнего главы компании Бу Андерссона за то, что он настаивал на сокращении числа работников (и сократил едва ли не половину раздутого штата). Новый руководитель – Николя Мор – тоже взялся за сокращение штата.

Во вторник, 18 июля, информацию о грядущих увольнениях ТАСС подтвердили и в правительстве Самарской области. «Согласно официальному уведомлению, поступившему от "АвтоВАЗа", численность работников предприятия, предполагаемых к увольнению в ближайшие месяцы в связи с сокращением численности или штата работников, в том числе выходом на досрочную пенсию, составляет 215 человек», - уточнили в пресс-службе областного правительства.

Данные о планируемых сокращениях поступают противоречивые. ТАСС, к примеру, сообщает: «Как заявил в понедельник полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, численность персонала "АвтоВАЗа" может уменьшиться на 6 тыс. человек в 2017 году и еще на 2200 человек в 2018 году». «АвтоВАЗ» это сразу опровергает. А Н. Мор говорит на эту тему предельно осторожно: мол, «речь идет о прогнозном уменьшении численности от перехода людей в индустриальный парк или другие компании в 2017 г., сотрудникам будут предложены постоянные рабочие места у резидентов индустриального парка - с такой же зарплатой и условиями труда» (цитата по ТАСС).

Н. Мора можно понять, учитывая опыт его предшественника. Кроме того, как только он приехал на берега Волги, ему преподали несколько хороших уроков поведения в этой местности. Француз Жан Ботелла писал в издании Capital под заголовком «Лада — российский балласт Рено-Ниссан» об одном из таких уроков: «Когда Николя Мор приехал в Тольятти в феврале прошлого года… ему… предложили пройти тренировочную программу вместе с его телохранителями. В поволжских лесах его учили обращаться с автоматом. «Я отстрелял 500 патронов по силуэтам террористов, у меня был синяк во все плечо, — рассказывает он. — В России все как-то по-мужски».

Однако очевидно главное: Николя Мор, как и его предшественник Бу Андерссон, не видит другого способа сделать производство эффективным, кроме как увеличивать производительность, сокращать затраты и повышать качество продукции. То есть – пытаться выигрывать у конкурентов, предлагая лучшее соотношение цены и качества товара. Можно по-другому – закрыть границы для чужих товаров и вынудить потребителей стоять в очередях за тем товаром, который им назначен. Но так уже пробовали, результат оказался неприятным.

Сегодня на «АвтоВАЗе» происходит весьма показательный процесс, за которым стоит наблюдать внимательно. Предприятие стремится наладить производство и перестать быть для тех же французских инвесторов «чемоданом без ручки». Цена вопроса – не только человеческие судьбы. Каждый сокращаемый работник и его семья не просто переживают личные драмы, они еще и выпадают из числа покупателей товаров и услуг, которые производятся другими компаниями и фирмами. Очевидно, что нельзя допустить, чтобы те, кого сокращают ради интенсификации производства, пополняли ряды неплатежеспособных граждан – и это не только моральный, но и макроэкономический вопрос.

Может быть, власти разных уровней это понимают. В Тольятти пытаются что-то придумать. Сообщают, что для создания 1,3 тыс. новых рабочих мест «АвтоВАЗ» приступил к реализации проекта Индустриального парка в феврале 2017 г. Там намечено производить детали для машин, которые прежде закупались у не местных производителей.

Это не решит все задачи, к тому же это – опять за счет завода, который не купается в свободных деньгах. Но это хоть что-то. Областное правительство тоже демонстрирует попытки трудоустроить людей. Заключен пока малопонятный договор со Сбербанком – малопонятный потому, что сам банк обещает сократить в ближайшие годы большую часть своих работников, которых заменят роботы. Еще во вторник, 18 июля, последовало сообщение о том, что Минтруд внес в правительство предложение о выделении субсидии Самарской области в размере 600 млн руб., которые должны быть направлены в том числе на поддержку работников «АвтоВАЗа». По информации из Минтруда, средства планируется направить на частичное возмещение расходов на оплату труда работников и на переобучение тех, кто не участвуют в основном производстве на «АвтоВАЗе» с целью их трудоустройства в другие организации. Более конкретно в беседе с ТАСС директор Центра социально-трудовых прав Елена Герасимова: «… с точки зрения трудового законодательства и законодательства о занятости, максимальная стоимость высвобождения может составить до пяти средних заработных плат». Вот это настораживает – как бы государство не посчитало свою миссию выполненной, выдав из денег, собранных в виде налогов у небогатых налогоплательщиков, сумму, достаточную, чтобы каждый попавший под сокращение сотрудник получил в качестве компенсации при увольнении порядка пяти среднемесячных заработных плат.

Планы «АвтоВАЗа» понятны – меньшим числом начать производить больше продукции, чтобы начать зарабатывать нормальную прибыль. Планы государства (профсоюз вообще пока не слышен) выглядят пока какими-то мутными, плохо различимыми, все больше слышно деклараций о добрых намерениях. Нет твердых гарантий того, что государство не допустит, чтобы пострадали сокращенные люди и члены их семей, что всем тем, кто хочет честно работать, будет оказана вся необходимая помощь, включающая в себя оплату переобучения, поиск новой работы с заработком, не меньшим привычного. Еще - оплату переезда и нового жилья на новом месте в случае необходимости и прочее. Все это явно превысит затраты на выплату пяти окладов. Кстати, кто-то из уволенных, может быть, предпочтет получить пять окладов сразу и сам озаботится своей судьбой. Может быть, резонно будет платить людям весомую часть привычного заработка из казны, а не из заводской кассы, оставляя их в рядах потребителей. В конце концов, смысл бизнеса и «АвтоВАЗа» как его части – зарабатывать, а смыл государства – защищать своих граждан, в том числе – давать социальную защиту.

В сегодняшних условиях это вовсе не тольяттинский вопрос. Повышение производительности труда, о необходимости которой неустанно говорят нам и президент, и правительство, неминуемо приведет к сокращению штатов всюду, где попытаются использовать достижения науки и техники этого, а не позапрошлого века. Со дня на день, к примеру, явно придется увольнять буквально толпы счетоводов, которых уже научился заменять простой смартфон. Ряд производственных операций, к примеру – покраска кузовов машины, уже давно не доверяется людям, а поручается автоматам. Подобные примеры множатся. Вот почему любопытно, как поступят в Тольятти. Позволят заводу развиваться, оставив государству обязанность социальной защиты граждан. Или уволят вскоре и Николя Мора, как изгнали ранее Бу Андерссона.