Офшорным компаниям запрещено покупать государственное и муниципальное имущество

| статьи | печать

Госдума приняла закон, в соответствии с которым офшорные организации и контролируемые ими компании не смогут приватизировать государственное и муниципальное имущество, а также ограничила для таких субъектов возможность заключать сделки, направленные на установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение.

Федеральный закон от 01.07.2017 № 155-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона „О приватизации государственного и муниципального имущества“ и Федеральный закон „О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства“» (далее — Закон № 155-ФЗ), как поясняли его разработчики, направлен на дальнейшую деофшоризацию российской экономики и создание стимулов для возврата вывезенных из страны капиталов под российскую юрисдикцию. С этой целью он устанавливает ряд запретов и ограничений на приобретение офшорными компаниями отдельных категорий активов.

Так, в новой редакции п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» закреплено, что приватизировать государственное и муниципальное имущество не могут офшорные компании и российские юридические лица, прямо или косвенно контролируемые офшорными компаниями.

Надо отметить, что это ограничение применяется с 1 июля 2017 г., а каких-либо ограничений в отношении имущества, уже приобретенного указанными компаниями, Закон № 155-ФЗ не предусмотрел.

Кроме того, теперь в отношении офшорных компаний и контролируемых ими российских юридических лиц действует установленный в ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» запрет на совершение сделок:

влекущих за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

предусматривающих приобретение в собственность, владение или пользование ими имущества, которое относится к основным производственным средствам таких хозяйственных обществ и стоимость которого составляет более 25% определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности балансовой стоимости активов хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, Закон № 155-ФЗ установил, что сделки офшорных компаний и находящихся под их контролем организаций, в ходе которых они приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов в стратегических хозяйственных обществах, подлежат предварительному согласованию ФАС России. Для стратегических обществ, осуществляющих геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения, согласование необходимо уже при получении права распоряжаться 5% голосующих акций (долей).

Поправки действуют с 1 июля 2017 г.