Без паспорта сделки

| статьи | печать

Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос об отказе от паспорта сделки. Банк России разработал соответствующий проект инструкции. Кто сможет обойтись без паспорта сделки, если проект утвердят?

История вопроса

Президент РФ В. Путин 3 октября 2016 года провел встречу с представителями деловых кругов Оренбургской области, по итогам которой он дал поручение Правительству РФ подготовить совместно с Банком России и представить предложения об увеличении размера суммы обязательств по внешнеторговым экспортным контрактам, при достижении которого установлена обязанность оформлять паспорт сделки (речь шла об увеличении данного показателя с 50 тыс. до 100 тыс. долл. США).

Уже 6 февраля 2017 года началась процедура публичного обсуждения проекта указания Банка России «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее – Действующая инструкция).

Данный проект предусматривал повышение порогового значения суммы обязательств по внешнеторговым контрактам (кредитным договорам), заключенным резидентами с нерезидентами, при достижении которогона сделку распространяется требование об оформлении паспорта сделки, – с 50 тыс. до 75 тыс. долл. США.

Стоит отметить, что увеличение порогового значения данного показателя не является новой практикой для Банка России. Так, действующая инструкция, вступившая в силу с 1 октября 2012 года, увеличила пороговое значение суммы, начиная с которой необходимо оформление паспорта сделки по кредитным договорам, с 5 тыс. до 50 тыс. долл. США.

Однако уже 10 мая 2017 года Президент РФ по итогам встречи с представителями деловых организаций Новгородской области, состоявшейся 18 апреля 2017 года, утвердил новое поручение, в котором дал распоряжение проработать вопросы возможности отказа от оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Соответствующий проект инструкции Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке и сроках представления единых форм учета и отчетности по валютным операциям, правилах проведения отдельных банковских операций и составления статистической отчетности по ним» (далее – проект) уже опубликован на официальном сайте Банка России. Планируемый срок вступления в силу проекта предусмотрен 1 декабря 2017 года.

Суть проекта

Проект отменяет требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки. Вместо требования об оформлении паспорта сделки вводится порядок постановки внешнеторговых договоров на учет в уполномоченных банках (далее – банк) с присвоением им уникальных номеров.

Основания для возникновения обязанности резидента по представлению в банк документов, необходимых для постановки договора на учет, в целом остались теми же, что и для возникновения обязанности по оформлению паспорта сделки. Договор необходимо будет поставить на учет в случае одновременного соблюдения следующих условий (п. 4.1, 4.2 и 5.1 проекта):

–резидент проводит валютную операцию с нерезидентом;

–расчеты (переводы) по операции проходят через счета резидента, открытые в банке, или через счета в банке-нерезиденте;

–между сторонами валютной операции заключен внешнеторговый контракт на импорт или экспорт товаров (выполнение работ, оказание услуг, передачу информации или результатов интеллектуальной деятельности) или договор займа (кредита) (далее – контракт);

– сумма контракта равна или превышает эквивалент 50 тыс. долл. США.

Для постановки контракта на учет резидент должен будет представить в уполномоченный банк контракт (выписку из контракта), содержащий информацию, необходимую банку для постановки на учет контракта и осуществления валютного контроля за выполнением резидентом требований валютного законодательства (п. 5.6, 5.7 проекта).

Резидент-экспортер вправе на начальном этапе ограничиться представлением необходимых сведений об экспортном контракте, и этого будет достаточно для постановки экспортного контракта на учет. В таком случае экспортный контракт представляется резидентом-экспортером в банк не позднее 15 рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет (п. 5.3 проекта).

Постановка на учет контрактов банками будет осуществляться в течение одного рабочего дня. Банк направит резиденту уникальный номер принятого на учет контракта не позднее одного рабочего дня после даты постановки контракта на учет. Для сравнения: паспорт сделки банк оформляет в пределах трех рабочих дней и в пределах двух рабочих дней направляет его резиденту. Данное ускорение в процедуре взаимодействия банков с резидентами должно положительно сказаться на развитии внешнеэкономической деятельности резидентов.

Исходя из пояснительной записки к проекту, проект исключает основания для отказа банка в постановке контракта на учет. Однако согласно п. 5.11 проекта банк не ставит контракт на учет при недостаточности представленных резидентом информации и документов, необходимых для заполнения банком раздела I ведомости банковского контроля. В такой ситуации банк запрашивает недостающую информацию и документы у резидента, который должен их передать банку не позднее сроков, установленных проектом для представления информации и документов, необходимых для постановки на учет контракта. Раздел I ведомости банковского контроля должен содержать среди прочего информацию о сторонах контракта, валюте контракта, сумме контракта и дате завершения исполнения обязательства по контракту.

Следовательно, по общему правилу для постановки контракта на учет в банке резиденту достаточно будет представить контракт либо выписку из него, а не все те документы, которые сейчас требуются для оформления паспорта сделки (например, документы, указанные в ч. 4 ст. 23 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» .

Однако данные документы резиденты по-прежнему будут обязаны передавать в банк при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента или списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте резидента по договору, заключенному с нерезидентом. В таких случаях резидент должен будет представить в банк документы и информацию, предусмотренные ч. 1.1 ст. 19 и ч. 4 ст. 23 Закона № 173-ФЗ. Исключение предусмотрено только для валютных операций по договорам, заключенным с нерезидентами, сумма обязательств которых в эквиваленте составляет менее одной тыс. долл. США.

Проект также отменяет требование о представлении резидентами банкам справок о валютных операциях. Судя по всему, аналогичные справки банки будут составлять самостоятельно на основе переданных им данных.

Таким образом, проект направлен на повышение эффективности валютного контроля за счет устранения дублирования при представлении резидентами необходимых документов и информации в процессе осуществления ими валютных операций. Положительными чертами проекта являются снижение нагрузки на резидентов в части оформления документов валютного контроля и упрощение механизма взаимодействия резидентов и банков.