ВС РФ о контрабанде

| статьи | печать

Пленум Верховного Суда РФ 27 апреля 2017 года принял в доработанном виде Постановление о судебной практике по делам о контрабанде. Первоначальная редакция документа была рассмотрена коллегией ВС РФ 18 апреля и вызвала значительные разногласия по ряду пунктов, в связи с чем и была направлена на доработку. Данное постановление очень важно и своевременно, оно решает многие вопросы, стоящие перед судами и правоохранительными органами.

Применение таможенных норм

Разногласия касались, в частности, самого определения контрабанды, характера определения стоимости незаконно перемещенного товара, в зависимости от которого квалифицировалось преступное деяние, момент окончания преступления. Также критике подверглось установленное первоначальной редакцией документа ограничение в отношении круга должностных лиц, которые могут участвовать в контрабанде.

В качестве основной претензии к первоначальной редакции документа было заявлено несоответствие определений и редакций, приведенных в документе, нормам международного права и Таможенного кодекса Таможенного союза, Договора ЕАЭС, который с момента его принятия является основной специальной нормой права, устанавливающей правила перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В сфере таможенных отношений, как и во всех иных сферах законодательства, за последние 10 лет произошли глобальные изменения. В 2009 году утратил силу в значительной части Таможенный кодекс РФ, и в связи с образованием ЕВРАЗЭС в 2009 году был принят Таможенный кодекс Таможенного союза. Далее в связи с заключением Договора о ЕАЭС (в очередной редакции) с 1 января 2015 года вступили в силу новые правила перемещения товара через таможенную границу РФ, из-за чего возник ряд вопросов, касающихся деятельности органов правоохранительных и судебных в области правоприменения (в том числе выбор закона из целого ряда одновременно действующих и противоречащих себе законных и нормативных актов). В связи с интенсивностью внесенных изменений и необходимостью единообразия применения таможенных норм, нарушение которых является в том числе и уголовным преступлением – контрабандой, Пленумом ВС РФ был подготовлен соответствующий проект постановления судебной практики по делам о контрабанде.

В доработанной редакции Постановления особо подчеркивается, что при рассмотрении уголовных дел о контрабанде судам нужно учитывать, что правовое регулирование таможенных отношений в РФ осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством РФ о таможенном деле, которое включает в себя и Таможенный кодекс Таможенного союза, и Договор о ЕАЭС.

Пункт 2 Постановления Пленума обращает внимание судов на то, что порядок перемещения через таможенную границу или государственную границу товаров и иных предметов, а также связанные с таким перемещением запреты и (или) ограничения наряду с законодательством Российской Федерации (о таможенном деле, о государственной границе Российской Федерации, о валютном регулировании и валютном контроле, об экспортном контроле и др.) устанавливаются правом Союза, решениями и распоряжениями постоянно действующего регулирующего органа Союза – Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках ее полномочий. Таким образом, и само определение контрабанды, выраженное в нарушении установленных данными документами правил по перемещению таможенных товаров через границу Таможенного союза, корреспондируется с определениями, принятыми на уровне международного законодательства.

Постановление Пленума ВС РФ содержит прямое указание на то, что перемещение через таможенную или государственную границу товаров и иных предметов, что при достижении указанными предметами определенной стоимости является контрабандой, включает в себя ввоз или вывоз с этих территорий любым способом. Под незаконным перемещением товаров или иных предметов через таможенную границу следует понимать перемещение данных товаров или иных предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля информации и/или документов, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или об иных предметах, и/или с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации (п. 5 комментируемого Постановления).

При установлении факта незаконного перемещения товаров или иных предметов через государственную границу судам необходимо учитывать, что правовое регулирование ввоза или вывоза товаров и иных предметов с территории одного государства – члена Союза на территорию другого государства – члена Союза имеет свои особенности.

В частности, несмотря на то, что в Союзе обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, п. 3 с. 29 Договора допускает возможность ограничения оборота отдельных категорий товаров. Порядок перемещения или обращения таких товаров на таможенной территории Союза определяется международными договорами, включая Договор ЕАЭС. Также в качестве дополнительного ограничения на территории РФ могут быть установлены нормы правового регулирования в отношении отдельных веществ или предметов, например, представляющих угрозу общественной безопасности. Следует отметить, однако, что в настоящее время перечни таких товаров законодательно не определены.

В части товаров, ограниченных в использовании, ВС РФ указывает на необходимость при рассмотрении дел о контрабанде учитывать положения правовых актов, определяющих перечни средств, веществ и предметов, перемещение которых через границу РФ находится под государственным контролем, поскольку для отнесения предметов контрабанды к наркотическим, психотропным веществам или их аналогам; сильнодействующим, ядовитым, отравляющим, взрывчатым, радиоактивным веществам и пр. требуются специальные, экспертные познания.

Это означает, что суды в рамках рассмотрения указанной категории дел в обоснование судебных актов (приговоров) получат соответствующие заключения судебной экспертизы. В случае если для решения вопроса о том, являются ли предметы контрабанды огнестрельным оружием, взрывными устройствами, боеприпасами или орудиями массового поражения, средствами их доставки, иным вооружением, требуются специальные познания, то проведение судебной экспертизы по данному факту также необходимо.

Если товары, незаконно перемещенные через границу РФ (таможенную границу), являются стратегически важными сырьевыми товарами, судам при рассмотрении дел следует учитывать, что перечни данных товаров законодательством не предусмотрены. В связи с чем контрабанда любых товаров, за исключением ограниченных в использовании и перечисленных выше, должна квалифицироваться по ч. 1 ст. 188 УК РФ при отсутствии иных признаков, предусмотренных ч. 3 или 4 указанной статьи. Таким образом, основным критерием для определения категории дела – уголовного или административного является цена перемещенного товара (предмета) или их совокупности.

Таможенная граница и перемещаемые товары

Не менее важным является и определение таможенной границы Российской Федерации. Так, согласно п. 2 Постановления Пленума ВС РФ таможенная граница РФ совпадает с государственной границей РФ, включая континентальный шельф естественного происхождения и искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет свою юрисдикцию в соответствии с Конституцией РФ и иными актами федерального законодательства.

Между тем в состав товаров и/или предметов, перемещаемых через таможенную границу РФ, включены также и «не являющиеся товарами предметы», включая используемые для международных перевозок транспортные средства, которые не обладают признаками товаров, либо вещи, на которые лицо, их перевозящее, имеет права собственности или авторские права, например, рукопись научной статьи. В случае если эти предметы не имеют способов установления цены, их стоимость может быть определена экспертами. Данное положение важно как для вновь принятых в состав РФ Республики Крым и города федерального значения Севастополь, так и для объектов, расположенных в районах акваторий и Крайнего Севера.

В качестве способов незаконного перемещения через таможенную границу РФ в проекте постановления Пленума ВС РФ были указаны, помимо привычных способов контрабанды – личного перемещения и почтовых переводов, экзотические. Например, перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи. Именно по этой причине момент контрабанды было предложено поставить в зависимость от формы, способа перемещения товара (ввоза, вывоза, пересылки, перемещения трубопроводом или по ЛЭП). Следует отметить, что, поскольку данный пункт вызвал ряд замечаний, в окончательном варианте Постановления содержится специальное указание на то, что любое перемещение товаров через таможенную границу, совершенное вне правил, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза и Договором ЕАЭС, свыше установленной данными документами стоимости может быть квалифицировано как контрабанда.

Культурные ценности

Отношения, связанные с контрабандой, сопряженной с ввозом и вывозом культурных ценностей, требовали значительных разъяснений, но получили лишь частичное разъяснение в п. 2 Постановления.

В доработанной редакции Постановления содержится указание лишь на то, что при рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам надлежит учитывать, что перечень культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Союза, правила их вывоза из Российской Федерации в другие государства, не являющиеся государствами – членами Союза, определяются решениями коллегии Евразийской экономической комиссии.

Этот раздел является ожидаемым и требующим специального разъяснения в связи с рядом судебных процессов, привлекших внимание и российской, и зарубежной прессы. Так, значительный общественный резонанс получило дело с участием немецкого коллекционера русского происхождения А. Певзнера, связанное с обвинением его в контрабанде (незаконном ввозе на территорию Российской Федерации предмета, имеющего культурную и художественную ценность, – живописного полотна русского художника К. Брюллова).

Коллекционер в 2002 году приобрел работу неизвестного художника «Христос во гробе» на одном из аукционов в Брюсселе. Произведение искусства имело большой размер (алтарный образ) и подписи автора не содержало. Решив сделать экспертизу данной работы, в 2003 году имеющий немецкое гражданство Певзнер привез работу в Россию. Работа была перемещена через таможенную границу РФ легально, статус работы был указан «временный ввоз». В ходе проведения экспертизы в Русском музее было установлено и экспертно подтверждено авторство К. Брюллова, работа была удержана Русским Музеем, и коллекционеру было предложено передать работу в фонды музея, с чем последний не согласился и потребовал возврата ему переданной ранее вещи. Промежуточным итогом явилось возбуждение уголовного дела против коллекционера, поскольку, по версии следствия, картина была перемещена через границу Российской Федерации без надлежащего оформления и контроля для последующей продажи. В 2013 году уголовное дело против Певзнера было прекращено по причине истечения сроков давности, суд постановил работу Брюллова Певзнеру вернуть. Однако в последующем судебный акт в части возврата картины коллекционеру был отменен. Фактически судами был применен порядок изъятия культурной ценности не только у А. Певзнера, но и у его супруги в рамках дела, по которому обвинительный приговор вынесен не был. Конституционным Судом РФ 07.03.2017 был принят судебный акт, отменяющий ранее принятые, в связи с чем до настоящего времени судьба культурной ценности, изъятой в качестве предмета преступления, не ясна.

В первоначальной редакции постановления содержалось положение о том, что при рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам надлежит учитывать, что основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную границу РФ является свидетельство, выданное на основании решения федерального органа (Министерства культуры РФ). Но в итоговый документ оно не вошло.

Вместо него установлена необходимость применения положений главы 151 УК РФ о конфискации предметов незаконного перемещения через таможенную либо государственную границу. Если законным владельцем предметов контрабанды является лицо, признанное виновным в их (предметов) незаконном перемещении, то такие предметы контрабанды подлежат конфискации. Решение о конфискации судами должно приниматься при вынесении соответствующего приговора или определения (постановления) о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. По этой причине при прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям лицу должны быть разъяснены юридические последствия такого прекращения, в том числе возможность конфискации принадлежащего ему имущества, признанного вещественным доказательством.

В случае если законный владелец предметов контрабанды неизвестен, указанные предметы обращаются в государственную собственность соответствующим решением суда. Споры о принадлежности предметов контрабанды, признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Следует отметить, что ни в первоначальной, ни в доработанной редакциях документа не раскрыт порядок временного ввоза культурных ценностей на территорию РФ, который может осуществлять гражданин РФ. В результате издания значительного количества различных по составу и содержанию нормативно-правовых актов возникает правовая коллизия, предусматривающая возможность временного вывоза культурных ценностей для граждан РФ, что нашло свое отражение в п. 15 проекта постановления Пленума ВС РФ. Вместе с тем временный ввоз объектов, представляющих культурную ценность для граждан РФ, на территорию РФ документально не предусмотрен, а на практике – запрещен. Субъектами, осуществляющими временный ввоз на территорию РФ культурных ценностей, могут быть только юридические лица, а не физические, что создает не объяснимый логически законодательный пробел. Но некоторые пробелы законодательства восполнены. Пленум ВС РФ по делам о контрабанде разъясняет состав должностных лиц, в который включены сотрудники таможенных органов РФ, иные должностные лица, постоянно или временно или по специальному уполномочию осуществляющие функции представителя власти или наделенные правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля и осуществлять надзор за перемещением грузов. При этом контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ.

Кто виноват и в чем?

Важными с точки зрения правоприменения являются разъяснения, содержащиеся в п. 14, 15 Постановления. Судам надлежит принимать во внимание, что если лицо, владеющее товарами или иными предметами, осуществило их незаконное перемещение через таможенную либо государственную границу, использовав в этих целях иное лицо, которому было не известно о незаконности такого перемещения, то собственник этих товаров должен быть привлечен к ответственности по ст. 200.1, 200.2, 226.1 и/или 229.1 УК РФ как исполнитель данных преступлений.

Действия фактического исполнителя (например, сотрудника службы международного почтового отправления или иного лица), осуществившего это перемещение, не могут быть квалифицированы в качестве преступного деяния и, как следствие, не являются уголовно наказуемыми.

Получатель международного почтового отправления, содержащего предметы контрабанды, если он по совокупности имеющихся в деле доказательств понимал, что содержание отправления представляет собой контрабанду, напротив, подлежит привлечению к ответственности как соучастник преступления и исполнителя контрабанды.