Финансовые последствия отказа от договора энергоснабжения

| статьи | печать

Энергетическая отрасль имеет комплексное законодательное регулирование, сложную структуру взаимоотношений по купле-продаже электрической энергии (мощности). Потребители не всегда могут разобраться в этих тонкостях, а энергетические компании стараются извлечь максимальную выгоду, используя такое толкование, которое позволит получить дополнительный доход, зачастую необоснованный.

Рассмотрим указанную проблему на примере абз. 4 п. 85 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее – Основные положения), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442. Данная норма предусматривает обязанность потребителя выплатить гарантирующему поставщику в установленных случах компенсацию при отказе от исполнения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Право потребителя на отказ от договора

Для начала отметим, что в действующем законодательстве предусмотрено право потребителя на совершение одностороннего отказа от исполнения заключенного и действующего договора энергоснабжения (купли-продажи)1. При этом прекращение договорных отношений обусловлено совершением потребителем (покупателем) следующих действий:

–направлением гарантирующему поставщику (ГП) письменного уведомления, фиксирующего волеизъявление на совершение отказа;

–оплатой счета, выставленного ГП, включающего в определенных случаях сумму компенсации в связи с полным отказом от исполнения договора (п. 49 Основных положений).

Для правильного применения вышеприведенной нормы следует установить природу указанной компенсации и случаи, при которых она подлежит оплате ГП.

Правовая природа компенсации

В соответствии с абз. 4 п. 85 Основных положений в случае расторжения договора величина компенсации рассчитывается как произведение сбытовой надбавки и объемов потребления электрической энергии (мощности).

При обращении к п. 85 Основных положений не представляется возможным определить, какую функцию выполняет предусмотренный механизм компенсации и по какой причине на потребителя (покупателя) возлагается обязанность по оплате денежных сумм, начисленных не в связи с фактическим потреблением электрической энергии (мощности), а при условии прекращения договорных отношений.

Для ответа на поставленные вопросы следует ознакомиться с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования).

Согласно приведенному документу функционирование ГП обеспечивается путем установления органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов для таких субъектов сбытовых надбавок, которые призваны компенсировать ГП расходы, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в качестве ГП.

Сбытовые надбавки ГП входят в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), устанавливаются на период регулирования (12 месяцев) дифференцированно по подгруппам потребителей. Для проведения настоящего исследования следует обратиться к правилам определения сбытовых надбавок такой подгруппы потребителей, как «прочие потребители».

Согласно п. 6 и п. 15 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков (далее – Методические указания), утвержденных приказом ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э, для указанной группы потребителей сбытовые надбавки устанавливаются в виде формулы как процент от цен (тарифов) на электрическую энергию и (или) мощность исходя из размера доходности продаж ГП и коэффициента, отражающего влияние региональных параметров деятельности ГП на величину сбытовой надбавки в отношении подгруппы (группы) «прочие потребители».

В соответствии с абз. 12 п. 65 (1) Основ ценообразования, а также положениями Методических указаний такой параметр, как доходность продаж ГП, определяется в зависимости от прогнозных объемов потребления электрической энергии потребителями подгруппы «прочие потребители», находящимися на обслуживании ГП, устанавливаемых в соответствии со сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии на расчетный период регулирования.

Приказом ФСТ России от 12.04.2012 № 53-э/1 был утвержден Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ. Согласно положениям приказа баланс формируется на год и включает в себя информацию об объемах продажи и покупки электрической энергии и мощности субъектами оптового рынка электрической энергии (мощности) (ОРЭМ) в зарегистрированных группах точек поставки (ГТП) на ОРЭМ. (Группа точек поставки – одна или несколько точек в электрической сети (точек поставки), относящихся к одному узлу расчетной модели и (или) к единому технологически неделимому энергетическому объекту, в отношении которого участником оптового рынка осуществляется купля-продажа электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, или ограничивающих территорию, в отношении которой купля-продажа электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке осуществляется только одним участником оптового рынка, и используемых для определения и исполнения обязательств, связанных с поставкой и оплатой электрической энергии и (или) мощности (п. 2 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172).

Прогнозируемые объемы покупки электрической энергии (мощности) формируются покупателями на ОРЭМ (к примеру, ГП) в зависимости от потребностей собственных потребителей в электрической энергии и мощности в расчетном периоде регулирования.

В свою очередь, коэффициент параметров деятельности ГП в отношении подгруппы «прочие потребители» устанавливается исходя из необходимой валовой выручки (НВВ) ГП, обеспечивающей компенсацию экономически обоснованных расходов такого субъекта на обслуживание потребителей и определяемой в зависимости от прогнозируемых объемов потребления электрической энергии и мощности потребителями гарантирующего поставщика.

Учитывая вышеизложенное, следует констатировать, что сбытовые надбавки ГП устанавливаются исходя из объемов электрической энергии и мощности, прогнозируемых ГП к потреблению в расчетный период регулирования находящими на его обслуживании потребителями. Такие объемы формируют прогнозные показатели по потенциальному доходу ГП от продажи электрической энергии (мощности), которые обеспечивают покрытие ГП расходов на осуществление сбытовой деятельности (НВВ). При этом получение ГП НВВ достигается при совпадении прогнозных величин, принятых к расчету при тарифном регулировании, и фактических.

В результате прекращения в течение периода регулирования договорных отношений по купле-продаже электрической энергии в связи с отказом потребителя от договора, при условии, что объемы потребления электрической энергии таким потребителем были включены в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности), ГП не получит необходимый запланированный доход, обеспечивающий возможность его безубыточного функционирования в период регулирования.

Для того чтобы нивелировать такие негативные последствия, законодателем был предусмотрен в абз. 4 п. 85 Основных положений механизм возмещения ГП выпадающих доходов за счет лица, действия которого приводят к таким последствиям.

Тот факт, что выплата, предусмотренная приведенным пунктом, призвана компенсировать ГП убыток в виде недополученных в период регулирования доходов, подтверждается установленным порядком определения величины такой компенсации исходя из сбытовой надбавки ГП за период с момента прекращения договора и до даты окончания текущего периода регулирования или очередного периода регулирования.

Условия для начисления компенсации

Согласно положениям действующего законодательства потребителю, который приобретает электрическую энергию у ГП, предоставлено право перейти на обслуживание к независимой энергосбытовой организации (ЭСО), а также начать приобретать электрическую энергию и мощность на оптовом рынке2.

Предпосылкой для совершения перехода или выхода на ОРЭМ является прекращение договорных отношений с ГП.

По общему правилу ГП не расторгает договоры по взаимному соглашению сторон, так как в указанном случае они утрачивают право на взыскание компенсации выпадающих доходов. В этой связи потребители (покупатели), имеющие намерение прекратить отношения с ГП, вынуждены использовать право на односторонний отказ от исполнения заключенных договоров.

Как было указано ранее, прекращение отношений с ГП при направлении уведомления об отказе от договора обусловлено необходимостью совершения потребителем (покупателем) определенных действий, в том числе оплаты суммы компенсации.

Принимая во внимание, что до момента надлежащего исполнения потребителем (покупателем) всех необходимых действий, обязательства ГП и потребителя (покупателя) сохраняются в неизменном виде (п. 51 Основных положений), правильное определение случаев, при которых компенсация выпадающих доходов подлежит оплате ГП, имеет принципиальное значение.

В соответствии с абз. 4 п. 85 Основных положений компенсация начисляется в случаях, когда в отношении соответствующих точек поставки после расторжения договора прекращается покупка электрической энергии у ГП и не соблюдены условия, указанные в абз. 5 приведенного пункта.

В абзаце 4 п. 85 Основных положений под точкой поставки понимается место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и других договоров, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности (точка поставки на розничном рынке электрической энергии (мощности) (РРЭМ).

Необходимо отметить, что ГП продает субъектам розничных рынков электрическую энергию, приобретенную на оптовом рынке электрической энергии (мощности), в точках поставки на РРЭМ, в зарегистрированных в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) за таким ГП группах точек поставок на ОРЭМ, установленных исходя из границ зоны (зон) деятельности ГП.

При этом в соответствии с положениями действующего законодательства РФ статус субъекта ОРЭМ, а также право участия в торговле на ОРЭМ могут быть получены не только ГП, но и крупными потребителями и ЭСО.

Выход данных субъектов на ОРЭМ обусловлен получением в установленном порядке акта согласования ГТП покупателя/ЭСО, а также надлежащим прекращением отношений по продаже электрической энергии (мощности) на РРЭМ с ГП.

Так, в соответствии с п. 2, 4, 9.3 Регламента допуска к торговой системе оптового рынка (Приложение № 1 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка) если субъекту оптового рынка необходимо получить право участия в торговле электрической энергией и (или) мощностью на оптовом рынке с использованием ГТП, включающей энергопринимающее оборудование потребителя, приобретающего электрическую энергию (мощность) у ГП, то субъекту ОРЭМ необходимо предоставить доказательства прекращения договора между потребителем и ГП.

Если договор энергоснабжения (купли-продажи) прекращается в результате одностороннего отказа потребителя от исполнения договора, то к таким доказательствам относится копия документа, подтверждающего оплату потребителем счета, выставляемого ГП в соответствии с п. 85 Основных положений. Аналогичное правило установлено в п. 2, 4, 9.2 Регламента для ЭСО, приобретающей электрическую энергию (мощность) у ГП на РРЭМ в целях перепродажи обслуживаемым потребителям и имеющей намерение получить право участия в торговле электрической энергией (мощность) на ОРЭМ с использованием группы точек поставки, включающей энергопринимающее оборудование потребителя.

Учитывая вышеизложенное, следует констатировать, что отказ потребителей (покупателей) от исполнения розничных договоров энергоснабжения (купли-продажи), заключенных с ГП, с целью приобретения права торговли на ОРЭМ с использованием согласованных ГТП покупателя (ЭСО) влечет прекращение покупки ГП в зарегистрированной ГТП соответствующих объемов электрической энергии (мощности).

Тогда наступает условие для начисления ГП суммы компенсации выпадающих доходов, а именно прекращение покупки электрической энергии у ГП в точках поставки на РРЭМ.

Вместе с тем в соответствии с Основными положениями потребитель, имеющий договор с ГП, может перейти на обслуживание к ЭСО, которая не имеет статуса субъекта ОРЭМ или не обладает правом торговли на ОРЭМ в ГТП, соответствующей точке поставки такого потребителя.

В таком случае схема взаимоотношений по покупке электрической энергии и мощности выглядит следующим образом: ЭСО заключает два договора, опосредующих продажу электрической энергии (мощности) на РРЭМ:

–с потребителем в отношении его энергопринимающих устройств (исполнение такого договора осуществляется в точке поставки на розничном рынке);

–с ГП в отношении точек поставки по заключенному с потребителем договору. При этом заключенный и действующий договор с ГП является подтверждением факта наличия у ЭСО права распоряжения электрической энергией.

Следовательно, на розничном рынке после отказа потребителя от исполнения договора, заключенного с ГП, не прекращается покупка электрической энергии у ГП. Изменяется только субъект, который приобретает электрическую энергию у ГП в соответствующей точке поставки, – с потребителя на ЭСО.

Таким образом, условие для начисления суммы компенсации отсутствует.

Неправомерные действия ГП и их предупреждение

Однако, несмотря на вышеприведенное толкование применительно случаям перехода потребителей на обслуживание к ЭСО, которые не обладают правом торговли электрической энергией (мощность) на ОРЭМ с использованием группы точек поставки, включающей энергопринимающее оборудование потребителей, ГП включают счета, выставляемые на основании п. 85 Основных положений, в том числе сумму компенсации, и не заключают договоры с ЭСО до того момента, пока потребитель не произведет оплату по счету, используя для обоснования своей позиции п. 51 Основных положений. Такое поведение является неправомерным.

С целью предупреждения совершения ГП указанных неправомерных действий, а также для дальнейшей успешной защиты нарушенных прав, рекомендуется указывать в уведомлении об отказе от исполнения договора, направляемом ГП, которое, согласно Основным положениям, не должно быть мотивированным, информацию о том, что при изменении схемы взаимоотношений покупка электрической энергии у ГП в точке поставки потребителя на РРЭМ не прекратится, в связи с чем нет оснований для начисления суммы компенсации.

В завершение отметим, что на примере нормы права, лаконично изложенной в абз. 4 п. 85 Основных положений, мы показали, что для правильного понимания и уяснения смысла одной нормы энергетического права требуется наличие комплексного понимания регулирования всей отрасли права. И в случае возникновения вопросов или споров из области энергетики, в целях их правильного и своевременного разрешения следует обращаться к лицам, которые имеют многолетний практический опыт работы в данной области.

1 Абзац 6 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 49 Основных положений.

2 Пункт 31 Основных положений.