1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1288

Мегатренды или специфика развития отрасли: на что ориентируются руководители компаний?

Исследование

Изучение глобальных мегатрендов в развитии той или иной отрасли — хороший ориентир для обдумывания и оценки широкого спектра альтернатив будущего развития, подходов к реализации долгосрочных проектов, соответствующих изменений в компаниях и способов их реализации. Тренды помогают обращать больше внимания на изменения во внешней среде и лучше понимать, что делать. Какие основные мегатренды выявлены в нефтехимической отрасли, как их оценивают и в какой мере принимают во внимание в своей деятельности на средне- и долгосрочную перспективу российские и международные компании отрасли? Об этом говорили на V Ежегодной конференции «Нефтехимия России и СНГ».

Единого глобального вектора в нефтехимической индустрии не существует. Российские эксперты (руководители компаний, стратегических отделов и НИОКР) связывают развитие отрасли до 2030 г. в основном с расширением производства продуктов базовой нефтехимии. Некоторые из экспертов полагают, что основные изменения, происходящие в мире, станут актуальными для российской промышленности через 5—10 лет.

Большинство российских игроков (75%) своим основным преимуществом на международном рынке по-прежнему считают доступную ресурсную базу, что позволяет создавать серьезную ценовую конкуренцию иностранным компаниям. Вместе с тем некоторые российские эксперты отмечают снижение конкурентоспособности российских компаний на фоне падения цен на нефть и связывают это с особенностями таможенно-тарифной политики России в отношении продуктов нефтехимии. Есть также и определенные технологические ограничения.

Международные компании усиливают свое конкурентное преимущество в сфере создания инновационных продуктов и теснее сотрудничают с потребителями, переходя к производству продукции более глубоких переделов и расширяя продуктовые линейки. Таковы основные выводы международных экспертов PwC и отраслевых экспертов нефтехимической отрасли1.

Для инноваций и технологических прорывов необходимы партнерство и совместные исследования

На мировое экономическое и социальное развитие влияют девять глобальных мегатрендов (табл. 1), выявленных в ходе исследования.

Глобальные мегатренды (таблица 1)

Повышение экологичности производства

Изменения в требованиях к производственным процессам, направленные на предотвращение климатических изменений, охрану окружающей среды и сохранение биосферы

Ограниченность природных ресурсов

Увеличивающийся дефицит природных ресурсов вследствие их неравномерного распределения, приводящий к конкуренции за ресурсы между производителями

Смена регионального баланса сил

Снижение конкурентоспособности европейских игроков в сфере производства коммодитизированных продуктов, появление новых регионов быстрорас­тущего спроса (Азия, Ближний Восток) и повышение конкуренции со стороны новых игроков на развивающихся рынках (например, Китай, Индия)

Глобализация бизнеса

Увеличение объемов глобальной торговли, глобальное распределение создания добавленной стоимости при производстве продуктов

Изменение предпочтений потребителей

Предъявление новых требований клиентами и конечными пользователями к продукции и услугам (включая постпродажное обслуживание), связанных c культурными, социальными, экономическими и политическими изменениями в обществе

Инновации и технологические прорывы

Повышение уровня автоматизации и появление на рынке новых технологий и инновационных разработок, которые приводят к росту производительности

Рост населения в развивающихся странах

Значительное увеличение численности населения в странах Азии и Африки

Повышение среднего возраста населения в развитых странах

Увеличивающийся дефицит природных ресурсов вследствие их неравномерного распределения, приводящий к конкуренции за ресурсы между производителями

Ускоренная урбанизация

Увеличение доли населения (прежде всего в развивающихся странах), проживающего в городах, рост числа мегагородов

Самое большое влияние на нефтехимическую отрасль по оценке руководителей российских компаний оказывают два тренда — «смена регионального баланса сил» и «инновации и технологические прорывы». На третьем месте оказался тренд «производство экологичной продукции», хотя российские производители считают ее пока нерентабельной.

Международные игроки среди первых трех влияющих на отрасль мегатрендов назвали «повышение экологичности производства», «изменение предпочтений потребителей» и «инновации и технологические прорывы» (табл. 2).

Оценка* влияния мегатрендов на отрасль (таблица 2)

Российские компании

Международные компании

Смена регионального баланса сил

4,0

2,0

Инновации и технологические прорывы

3,9

3,6

Повышение экологичности производства

3,4

4,1

Изменение предпочтений потребителей

3,2

3,8

Ускоренная урбанизация

3,1

1,8

Рост населения в развивающихся странах

2,9

2,2

Глобализация бизнеса

2,7

1,9

Повышение среднего возраста населения в развитых странах

2,5

1,3

Ограниченность природных ресурсов

2,4

2,7

* Шкала оценки мегатрендов:1—2 – низкая степень влияния; 3 – умеренная степень влияния; 4—5 – высокая степень влияния.

Как проявляются данные тренды на практике?

Российские производители нефтехимии (77% респондентов) связывают «смену регионального баланса сил» с развитием спроса и предложения на азиатском рынке, который вызывает у них наибольший интерес, несмотря на высокую ценовую конкуренцию. Многие компании активно сотрудничают с рынком Китая в сфере сбыта и проработки возможностей создания производственных мощностей. Респонденты отметили даже снижение конкурентоспособности и влияния европейских игроков в сегменте продуктов коммодити.

А для международных компаний данный тренд не является ключевым в долгосрочной перспективе. Уже сейчас они адаптируются к меняющимся условиям рынка и учитывают новый баланс сил при формировании своих стратегических планов развития, в том числе за счет инвестиций в развивающиеся регионы.

Мегатренд «инновации и технологические прорывы» сопровождается необходимостью развития партнерства и совместных исследований, что связано с высокой стоимостью подобных исследовательских проектов. Так считают как российские (54%), так и международные эксперты. При этом российские руководители отмечают высокую зависимость своего бизнеса от импортных технологий, их высокую стоимость, а также проблемы, возникающие при интеграции зарубежных технологий и российского оборудования.

Большое внимание развитию технологий, в том числе альтернативным методам производства, уделяют международные нефтехимические компании. Для них повышение экологичности производства наиболее актуально. Они реализуют значительное число инициатив, направленных на разработку продукции из биоматериалов, повышение энергетической эффективности производства и создание продукции, позволяющей сократить потребление энергии. Российские эксперты отметили высокую стоимость реализации инициатив по данному направлению, а также отсутствие пока достаточного платежеспособного спроса.

Основной эффект тренда «изменение предпочтений потребителей» проявляется в спросе на экологичную продукцию в мире в целом. Спрос на кастомизированную нефтехимическую продукцию и решения будет расти значительно, отмечают эксперты. В этой связи международные компании все активнее ориентируются в своей деятельности на индивидуальные запросы и потребности клиентов. Один из ярких тому примеров, приведенных в исследовании, — сотрудничество BASF и Adidas в рамках создания более пружинящих беговых кроссовок.

И хотя руководители российских компаний оценили данный тренд ниже международных игроков рынка (табл. 2), почти 70% российских нефтехимических компаний ориентируются на то, чтобы понимать специальные запросы клиентов к 2030 г. и видят себя производителями базовой нефтехимии с развитой функцией трейдинга.

Мегатренд «ограниченность природных ресурсов» международные компании учитывают при формировании стратегии, принятии решений об инвестициях, например, в альтернативные источники сырья, такие как биоресурсы, а также в развитие технологий по повышению эффективности использования ресурсов и повторной переработке. Все больше внимания уделяется также эффективности использования водных ресурсов и инвестициям в технологии по очистке воды.

В оценке тренда «глобализация бизнеса» мнения экспертов разошлись. Одни считают его малозначимым, другие подчеркивают важное влияние глобализации на изменение российских технических стандартов и приведение их в соответствие с международными.

К сведению

Российская нефтехимическая отрасль находится на относительно ранней стадии по сравнению с глобальными лидерами. В течение последних лет вклад нефтехимического комплекса в ВВП России составлял по различным оценкам от 1,2 до 1,6%, в то время как, например, в Германии и Китае данный показатель был на уровне 7 и 8,8% соответственно.

Спрос на новые продукты нефтехимии растет

Среди ключевых отраслей, использующих нефтехимическую продукцию, эксперты увидели автомобилестроение, пищевую промышленность и строительство.

В автомобилестроении 92% российских и 75% международных экспертов отметили смещение спроса в сторону новых перспективных продуктов — термопластичных композитов и новых марок пластиков. Они позволяют сократить объемы потребляемой автомобилем энергии, что ведет к развитию производства сложных композитных материалов и пластика, активно используемых при конструировании автомобилей.

Международные компании создают инновационные продукты в тесном сотрудничестве с автомобилестроительными компаниями. Так, концерн BASF разработал для автомобиля Mercedes-Benz S-класса конструкцию пластмассовой поперечной балки в приводе заднего моста.

Около 90% российских и 75% международных респондентов ожидают рост спроса на нефтехимическую продукцию со стороны строительной отрасли. Увеличивается потребность на более эргономичные материалы и замену традиционных материалов на нефтехимическую продукцию, в том числе на новые марки конструкционных пластиков, таких как поликарбонат. Наиболее вероятны изменения на рынке труб, как нефтегазовых, так и коммунальных, где все более значительную долю занимают полимерные трубы. Некоторые руководители прогнозируют высокий спрос на них в ближайшие 5—10 лет на рынке ЖКХ в России. Уже сегодня более половины инфраструктуры крайне изношено, а при достижении 80-процентного уровня изношенности ключевым драйвером рынка станет увеличение числа аварийных ситуаций.

Потребности глобального рынка строительной сферы под воздействием мегатрендов смещаются в сторону материалов, позволяющих сократить потребление энергии. Например, одной из недавних разработок компании Dow является пенополистирол, оптимизирующий потребление энергии и позволяющий сэкономить владельцам жилья порядка 30% на отоплении и кондиционировании.

Прогнозируется дальнейший рост спроса на нефтехимическую продукцию и в пищевой промышленности (88 и 50% респондентов) — новые марки для пищевой упаковки с возможностью кастомизации, а также экологичность используемых материалов. За рубежом наряду с экологичностью упаковки значительное внимание уделяется инновационности продукции. На сегодняшний день одним из самых актуальных трендов в пищевой индустрии являются кастомизируемые «активные» упаковки.

Приведем основные направления развития российских нефтехимических компаний в отраслевом и продуктовом разрезах по итогам опроса респондентов:

  • пищевая промышленность (ПЭТФ, полипропилен, ЛПЭНП) — 54%2;

  • автомобилестроение (полиуретан, полипропилен, ПВХ) — 47%2;

  • строительство (каучук, композитные материалы, полипропилен) — 36%2.

Большинство российских нефтехимических компаний продолжат инвестировать в расширение существующих линий продуктов или планируют запустить производство других видов продукции в рамках сегмента базовой нефтехимии, таких как полипропилен, ЛПЭНП и т.д.

Но лишь небольшая доля респондентов планирует перейти к производству продуктов более глубоких переделов, что связано с отсутствием соответствующих технологий, необходимостью значительных инвестиций и серьезной конкуренцией со стороны иностранных игроков, считают эксперты.

Около 70% респондентов заявили о планах по повышению уровня кастомизации своей продукции и предоставлению дополнительных услуг в соответствии с потребностями клиентов, что является результатом роста конкуренции за потребителя.

Порядка 18% руководителей компаний предполагают инвестировать в инновационные разработки, улучшающие функциональные характеристики текущих продуктов, а также в такие продукты, как перерабатываемые виды пластика и октаноповышающие присадки.

Специализация компаний и адаптация продукции под покупателя — основной тренд российской нефтехимии

В какой мере нефтехимические компании учитывают мегатренды в процессе стратегического планирования? Ответы на этот вопрос позволили выявить специфику планирования российских компаний.

Почти половина компаний (46%) рассматривают перспективу планирования от пяти до десяти лет. Долгосрочность отчасти объясняется длительной реализацией инвестиционных проектов в нефтехимической отрасли (в среднем строительство предприятий или модернизация мощностей занимает около пяти лет). Менее чем на пятилетний срок ориентируются 39% респондентов. И лишь 15% компаний планируют реализацию стратегических направлений развития на более чем десятилетний период.

При разработке стратегии в полной мере учитывают влияние глобальных мегатрендов 23% российских компаний, 69% респондентов включают мегатренды в стратегический анализ в некоторой мере. При этом в первую очередь они обращают внимание на экономические и отраслевые тренды, что связано со спецификой внутреннего рынка, который в сравнительно меньшей степени интегрирован в глобальную экономику и медленнее реагирует на происходящие изменения и влияние мегатрендов, полагают эксперты.

Свои целевые бизнес-модели к 2030 г. российские нефтехимические компании оценили следующим образом:

  • надежный поставщик базовых нефтехимических продуктов — 62%;

  • производитель базовой нефтехимии с развитым трейдингом — 54%;

  • производитель кастомизированных нефтехимических продуктов (понимает специальные запросы клиентов) — 69%;

  • инноватор (выводит на рынок новые материалы с помощью подбора нужных технологий) — 8%;

  • интегратор экосистем (объединяет производство различных химических продуктов и потребительских товаров) — 8%.

В целом в индустрии наблюдается тренд к постепенной специализации компаний, увеличению уровня кастомизации производимой продукции и поэтапному переходу к производству продукции более глубоких переделов. И лишь 16% компаний планируют выводить на рынок новые материалы или становиться интеграторами экосистем.

Среди угроз долгосрочного развития российских нефтехимических компаний до 2030 г. эксперты выделили пять наиболее актуальных барьеров:

  • негибкое государственное регулирование (69%);

  • зависимость от импортного сырья, компонентов и технологий (67%);

  • затрудненный доступ к капиталу (63%);

  • недостаточное развитие кадрового и технологического потенциала (62%);

  • отсутствие конкурентных преимуществ на внешних рынках (25%).

От их преодоления во многом зависит развитие высокомаржинальных продуктовых сегментов, где полностью отсутствуют какие-либо преимущества, считают 25% российских экспертов.

Комментарий

Сергей Комышан, член правления, исполнительный директор ООО «СИБУР»:

«Для России особенно актуальны инновации, технологические прорывы и технологические партнерства»

На мой взгляд, очень важно учитывать мегатренды в планировании и разработке стратегии компаний, поскольку они могут представлять как риски, так и возможности для развития бизнеса.

Мегатренды являются основными драйверами изменений в нефтехимической отрасли. Мы видим, что в ближайшие 10—15 лет нефтехимическая продукция будет востребована в автомобилестроении, пищевой промышленности, строительстве, медицине и других областях. Благодаря более выгодному соотношению свойств и цены современные синтетические материалы замещают более традиционные, например металл, стекло, камень и др. С учетом более низкого удельного уровня потребления полимеров в России и странах СНГ, по сравнению с ведущими мировыми экономиками, спрос на них растет опережающими темпами, особенно в части развития специальных продуктовых решений под конкретные задачи переработчиков и потребителей.

Одним из трендов является повышение экологичности производств, которое затронуло в том числе и российские компании. С одной стороны, для производителей, эксплуатирующих старые технологии, данный тренд несет существенный риск. С другой — ряд компаний на постоянной основе занимаются снижением воздействия на окружающую среду: уменьшением выбросов, совершенствованием локальных очистных сооружений. Вся система мотивации в компании пронизана целевыми каскадированными показателями эффективности, один из которых — оценка воздействия наших производств на внешнюю среду. В показатели оценки эффективности генерального директора, главного инженера, других управленцев и каждой производственной площадки в целом включен данный показатель, и премиальные выплаты зависят в том числе от достижения его целевого уровня площадкой.

Также необходимо учитывать фактор повышения экологичности продукции.

Другой мегатренд — изменение предпочтений потребителей — является, скорее, риском для российских нефтехимических компаний, но он может и способствовать развитию бизнеса. Россия не является лидером в изменениях предпочтений потребителей. Это происходит на более высококонкурентных и крупных рынках, таких как Азия, Китай, Европа, США. Для нашего бизнеса важно следить за этими рынками и учитывать происходящие изменения при планировании своей стратегии развития.

Тренд смены регионального баланса сил актуален для всех участников отрасли, так как он изменил глобальный нефтехимический ландшафт. Европа — единственный оставшийся регион с высокой себестоимостью продукции нефтехимии. США на волне сланцевой революции (добыча газа и нефти нетрадиционных месторождений) становятся ведущим регионом в части роста производственных нефтехимических мощностей. Где в этом ландшафте место России? У нас хорошая углеводородная база, поэтому уровень себестоимости низкий, но есть и сложности, среди которых неразвитость потребления и относительно небольшие объемы внутреннего рынка, ориентирующие любые новые крупные производства на экспорт. При этом наши регионы с доступной сырьевой базой находятся далеко от рынков сбыта и экспорта, что приводит к удорожанию транспортных издержек.

Для России особенно актуальны инновации, технологические прорывы и технологические партнерства. У нас немного собственных новых технологий в области большой и специальной химии, их приходится покупать, поэтому участие в рынке технологий необходимо как для нашего бизнеса, так и для бизнеса наших клиентов. Глобализация открывает доступ к таким технологиям. Вопрос в том, какие именно технологии выбирать, как их оценивать, как принимать решение по их приобретению и внедрению: в партнерстве или индивидуально? Такие вопросы каждая компания решает самостоятельно, но при этом нельзя исключать партнерство с местными и международными игроками.

Диджитализация пока не очень развита на российских нефтехимических предприятиях, и этому есть объяснение. В компаниях, которые занимаются эксплуатацией тяжелых капиталоемких активов и производством продукции, а не предоставлением сервисных услуг, проводить такие изменения очень сложно. Более того, производства функционируют свыше 20 лет, и интеграция глобальных изменений требует колоссальных затрат, как финансовых, так и ресурсных. Тем не менее компании двигаются в этом направлении. Сейчас нами ведутся несколько десятков пилотных проектов, включающих виртуальную реальность (VR), 3D-печать, внедрение систем APC для автоматического регулирования параметров технологического оборудования с элементами AI (искусственного интеллекта), технологию RFID (радиочастотная идентификация по меткам), технологии видеоаналитики, в том числе с использованием дронов и др. Отдельное внимание уделено проектам по Big Data.

1 Исследование «Влияние глобальных мегатрендов на нефтехимическую отрасль России до 2030 г.: взгляд руководителей нефтехимических компаний» подготовлено в рамках партнерского соглашения с GBC и впервые было представлено на конференции «Нефтехимия России и СНГ». Экспертами выступали руководители нефтехимических компаний.

2 Доля респондентов, планирующих инвестиции в нефтехимическую продукцию для данных конечных потребительских отраслей. Источник: интервью с представителями ведущих российских нефтехимических компаний, анализ PwC Straregy&.