Внешний долг нейтрализует рост импорта

| статьи | печать

Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова подвела внешнеэкономические итоги I квартала нынешнего года. И первое, на что она обращает внимание, — что профицит текущего счета в I квартале составил 22,8 млрд долл., а это значительно выше большинства прогнозов. В частности, сам Альфа-банк предполагал, что профицит составит только 17 млрд долл. В I квартале прошлого года профицит текущего счета был 12,9 млрд долл.

Почему же профицит российского текущего счета так сильно превзошел прогнозы? Было два позитивных сюрприза, объясняет Н. Орлова. Первый — нефтяные доходы: они заметно превысили прогноз, из чего легко сделать вывод, что сокращение добычи нефти по условиям соглашения с ОПЕК не стало таким уж критическим для торгового баланса, хотя многие эксперты ожидали гораздо худшего. Второй позитивный сюрприз — ненефтяные доходы, составившие 33 млрд долл.: их размер также значительно превзошел прогноз — а он был 28 млрд долл. Н. Орлова указывает еще и на резкий рост ненефтяных доходов в годовом сопоставлении: 18%, в то время как в прошлом году фиксировалось снижение на 9% в годовом сопоставлении.

Но есть и плохие новости, продолжает Н. Орлова, например, рост импорта на 25% в годовом сопоставлении. Улучшение экспортной части баланса таким сильным ускорением роста импорта — а в IV квартале прошлого года импорт вырос всего на 9% — было отчасти нейтрализовано.

Структура импорта, исходя из данных Федеральной таможенной службы, указывает на то, что примерно половина этого роста пришлась на увеличение импорта машин и оборудования; доля этого сектора в совокупном импорте выросла с 42% за первые два месяца прошлого года до 44% в январе — феврале 2017 г., более свежих данных пока нет.

Эта статистика, полагает Н. Орлова, должна вселить в Минэкономразвития больший оптимизм в отношении роста инвестиций; однако никак нельзя констатировать, что именно этой статистики достаточно, чтобы говорить о прекращении снижения инвестиций в России.

Новость смешанная: с одной стороны, корпоративный сектор привлек 3 млрд долл. на внешних рынках, и такой показатель фиксируется впервые с III квартала 2015 г.; но вот чистый отток капитала ускорился и составил 15,4 млрд долл. за I квартал 2017 г. Эти данные позволяют сделать вывод, что период снижения долговой нагрузки по внешним обязательствам завершается, так как на фоне роста спроса на российские активы компании увеличили долг на те самые 3 млрд долл. Это привело к увеличению обязательств корпоративного сектора на 6,6 млрд долл. при неизменных иностранных активах. В то же время банковский сектор сильно нарастил иностранные активы — сразу на 17 млрд долл., что отчасти вызвано необходимостью сбалансировать валютную позицию сектора в условиях сильного уровня долларизации российской экономики. По всему по этому Россия переживает теперь сильное ускорение чистого оттока капитала: нынешние 15,4 млрд долл. чуть не вдвое превышают 8,8 млрд долл. — такой отток был, по оценкам, в I квартале прошлого года. Более того, отток за один только I квартал 2017 г. оказался сопоставим с недавно пересмотренным Центрообанком показателем оттока за весь 2016 г. в размере 19,2 млрд долл.

Н. Орлова особенно указывает, что, в отличие от предыдущего периода, чистый отток капитала в I квартале 2017 г. не был связан с погашением долга.

Полученная статистика, продолжает Н. Орлова, вынуждает Альфа-банк повысить прогноз роста импорта в 2017 г. — теперь он оценивается в 20% в годовом выражении, а отнюдь не 10%, каким была предыдущая версия прогноза.

В целом же у главного экономиста Альфа-банка возникает впечатление, что платежный баланс I квартала не стал негативным фактором для дальнейшей динамики курса рубля. Слишком сильный рост импорта (упоминавшиеся 25% в годовом выражении), скорее всего, недолговечен.

Несмотря на ускорение чистого оттока капитала, рост внешнего долга продолжится благодаря сочетанию двух факторов — роста спроса на российские активы и ожидания повышения ставок в мире, благодаря чему компании продолжат привлекать средства с рынка, продолжает Н. Орлова. Таким образом, курс рубля будет торговаться на текущем уровне в ближайшие месяцы; и даже в случае слабо отрицательного текущего счета в III квартале потребуется внешний шок, чтобы развернуть капитальный счет и подтолкнуть курс доллара обратно к его справедливым 60—65 руб., заключает Н. Орлова.