ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип

В рамках ОСАГО граждане смогут рассчитывать только на восстановительный ремонт

| статьи | печать | 973

На этой неделе президент подписал Федеральный закон от 28.03.2017 № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“», который закрепляет приоритет восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства над возмещением вреда в денежной форме. Правда, пока это правило будут применять только в отношении собственников легковых автомобилей — граждан. Если автомобиль находится в собственности организации, страховое возмещение будет по-прежнему осуществляться по выбору потерпевшего.

Как поясняли разработчики законопроекта, когда только вносили его в Госдуму, в последнее время актуальной проблемой страхового рынка стало все большее число рассматриваемых судами дел, связанных с выплатами страхового возмещения по договорам обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств. Эта динамика была связана с высокой активностью посредников, которые приобретали права на страховое возмещение у владельцев поврежденных транспортных средств и, минуя страховые организации, обращались за выплатами страхового возмещения в суд.

После вступления в силу Федерального закона от 28.03.2017 № 49-ФЗ заработать на системе ОСАГО не получится или по крайней мере станет значительно сложнее — в Федеральном законе от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон № 40-ФЗ) закреплено правило, согласно которому страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).

Статья 12 Закона № 40-ФЗ дополнена п. 15.1—15.3, согласно которым страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и оплачивает стоимость ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.

Получить страховую выплату вместо ремонта потерпевший сможет только в случаях:

  • если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта;

  • полной гибели транспортного средства;

  • смерти потерпевшего;

  • причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;

  • если потерпевший является инвалидом, имеющим транспортное средство в соответствии с медицинскими показаниями, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;

  • если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает 400 000 руб. (п. «б» ст. 7 Закона № 40-ФЗ);

  • наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем), и

  • некоторых других.

Договориться о конкретной станции техобслуживания, где в случае ДТП будет проводиться ремонт транспортного средства, можно будет еще на стадии заключения договора со страховщиком.

В Законе № 40-ФЗ также закрепляются некоторые гарантии защиты интересов владельцев транспортных средств.

Например, срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства не может быть более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на станцию техобслуживания или передачи его страховщику для транспортировки до места проведения восстановительного ремонта.

Кроме того, устанавливаются критерии доступности для потерпевшего места проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства. Так, длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, от места ДТП или места жительства потерпевшего до станции техобслуживания не может превышать 50 км, за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно.

Также в Законе № 40-ФЗ установлено требование по сохранению гарантийных обязательств производителя транспортного средства: восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться станцией техобслуживания, осуществляющей сервисное обслуживание таких транспортных средств от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок.

Необходимо отметить, что правило о приоритете восстановительного ремонта в случае ДТП над выплатой денежных средств действует только в отношении легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации (п. 15 ст. 12 Закона № 40-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.03.2017 № 49-ФЗ). Соответственно, если автомобиль зарегистрирован, к примеру, на организацию, вид страхового возмещения сможет выбрать потерпевший по своему усмотрению.

Поправки вступят в силу с 28 апреля 2017 г.

День
Неделя
Месяц