1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 80

Народ снова потянулся за конфетами

Согласно данным ретейл-аудита Nielsen, в период с декабря 2015 г. по ноябрь 2016 г. в России продажи сладостей сократились на 2,4% в натуральном выражении, при этом на тот же период годом ранее показатель составлял –0,1%. Тем не менее, по данным Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР), уже с ноября в России произошел разворот в потребительских настроениях в пользу увеличения потребления сладостей. Во многом улучшению этих настроений способствовало резкое снижение роста цен на кондитерские изделия.

Ситуация на российском кондитерском рынке связана с кризисом и объясняется в первую очередь уменьшением потребления сладостей и шоколада из-за резкого роста цен и падения доходов населения. По данным Nielsen, в период с декабря 2015 г. по ноябрь 2016 г. наибольший вклад в снижение динамики российского рынка сладостей внесли такие категории, как развесное печенье (–10,6% в натуральном и –2,1% в денежном выражении) и шоколадные батончики (–11% в натуральном и +2,3% в денежном выражении). Продажи шоколадных плиток сократились на 2% в натуральном выражении.

«Категории не первой необходимости, к числу которых и относятся сладости, в наибольшей степени подвержены риску быть вычеркнутыми из списка покупок потребителей, находящихся в режиме экономии. Рост цен на сладости в 2016 г. составил 9,4%, и даже несмотря на то, что темпы роста замедлились по сравнению с годом ранее, когда цены росли на 18,4%, продажи рынка в целом продолжили снижаться», — прокомментировала статистику Марина Лапенкова, директор по работе с глобальными компаниями Nielsen Россия. По ее словам, наиболее заметно росли цены в изделиях, содержащих какао, как следствие наблюдалось сокращение продаж шоколадных батончиков, плиток и т.д.

Снижение продаж развесного печенья связано с тем, что цена за килограмм этой продукции заметно выше, чем в категории упакованного печенья, и потребитель выбирает более выгодный вариант. Вместе с тем ряд категорий демонстрирует положительную динамику за счет переключения россиян на более дешевые категории или бренды, в частности, на собственные торговые марки сетей. Так, аналитики отметили, что растущими категориями среди сладостей являются именно те, доля частных марок в которых достаточно высока.

Тем не менее, по данным Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР), уже с ноября в России произошел разворот в потребительских настроениях в пользу увеличения потребления сладостей. «Потребление кондитерских изделий в России начало заметно восстанавливаться как раз в последние месяцы года, перед новогодними праздниками. На улучшение потребительских настроений повлияли и укрепляющийся рубль, и снижение темпов роста цен на сладости, бывшие одними из самых быстро дорожающих продуктов, и, безусловно, наступление праздников», — сообщила исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина.

Импортной кондитерки стало меньше

По данным ЦИКР, рост поставок импортных кондитерских изделий в 2016 г. в Россию составил 3,1%. Всего за год в страну было ввезено 193 600 тонн сладостей из-за рубежа на сумму 615,7 млн долл. В стоимостном выражении это самый низкий показатель по импорту кондитерских изделий с 2010 г. По итогам девяти месяцев 2016 г. также ожидалось и снижение поставок в натуральном выражении за весь год, но благодаря резкому увеличению импорта в октябре — декабре (+14,9%) из-за роста потребительского спроса в целом за год отмечено увеличение импорта сладостей.

Поставки мучных кондитерских изделий за описываемый период сократились в натуральном выражении на 1,6%, до 101 400 тонн, в стоимостном — на 4,9%, до 245,5 млн долл. Поставки шоколадных кондитерских изделий за это время увеличились в натуральном выражении на 1,4% — до 56 500 тонн и сократились в стоимостном на 3,1% — до 290,9 млн долл.

По итогам прошлого года на долю импортных кондитерских изделий на российском рынке приходится минимальный уровень за последние шесть лет — 5,8% от объемов всех потребляемых в стране сладостей. Наиболее заметно происходило сокращение доли импортных шоколадных изделий, даже несмотря на резкий рост поставок перед новогодним сезоном. По итогам 2015 г. она составляла 10,4%, а за 2016 г. снизилась до 9,8%. На ввезенные мучные кондитерские изделия по итогам прошлого года приходится порядка 7,7% от всего объема этого вида сладостей, потребляемого в стране, тогда как в 2015 г. на них приходилось около 8% поставок.

За довольно короткий промежуток времени с предыдущего кризиса на российском кондитерском рынке случился заметный рывок — без каких-либо ограничительных действий со стороны регулятора, субсидий или господдержки произошло практически полное импортозамещение. Более того, ежегодно растут экспортные продажи сладостей российского производства. В 2016 г. произошел еще один рекорд — на внешние рынки было продано 408 000 тонн российских кондитерских изделий.

За последние пять лет доля импортных сладостей на российском рынке сократилась почти вдвое, с 12 до 5,8%. Причем наиболее заметными темпами шло сокращение в категории шоколадных кондитерских изделий — с 31,6% в 2012 г. до 9,8% по итогам девяти месяцев 2016 г. Поставки мучных кондитерских изделий сократились за этот же период с 13,2 до 7,7%. Хотя надо отметить, что серьезный вклад в сокращение импорта внес кризисный 2015 г., когда из-за резкого снижения курса рубля падение импортных поставок кондитерских изделий носило обвальный характер.

Изменился за описываемое время и состав основных стран — поставщиков кондитерских изделий в Россию. В 2015 г. главными поставщиками сладостей в Россию стали европейские страны (более половины общего импорта), из которых крупнейшие объемы приходятся на Германию, Италию и Польшу, тогда как до 2014 г. главным поставщиком кондитерских изделий в Россию из-за рубежа была Украина. Сейчас импортные поставки представляют собой в основном дорогую продукцию премиальных сегментов. С падением покупательной способности в России это были одни из первых сегментов, на которых сказалось снижение спроса и сокращение покупок сладкого.

Доступность конфет опять растет

Во многом улучшению потребительских настроений в конце 2016 г. способствовало резкое снижение роста цен на кондитерские изделия. Динамика роста цен на кондитерскую продукцию в декабре 2016 г. оказалась ниже показателей продовольственной инфляции (без учета плодоовощной продукции), тогда как еще летом прошлого года кондитерские изделия были одними из наиболее быстро дорожающих продуктов питания (особенно карамель и шоколад), рост цен на них опережал инфляцию в два и более раза. В среднем рост цен на кондитерскую продукцию в России снизился за 2016 г. с почти 25% в начале года до 6,7% в декабре 2016 г.

Немаловажную роль в сокращении динамики роста цен на сладости играют снижение мировых цен на какао и коррекция курса рубля, которая отмечается в последние месяцы. К примеру, в среднем стоимость тонны какао-бобов, ввозимых в Россию, снизилась с мая по ноябрь прошлого года на 7,5%, до 3189 долл.

Эксперты считают, что появившиеся в конце прошлого года на отечественном кондитерском рынке положительные тренды будут наблюдаться и в текущем году — вместе с восстановлением потребления кондитерских изделий будут увеличиваться и поставки импортных сладостей.

К сведению

Ценопад на рынке сладостей продолжается

Нисходящий ценовой тренд на кондитерском рынке, начавшийся в 2016 г., сохранился и в этом году. Начало 2017 г. отличает заметное снижение цен на основные виды кондитерского сырья (сахар, какао-продукты, жиры, мука) по сравнению с прошлогодними показателями, что способствует снижению себестоимости производства кондитерских изделий и, как следствие, коррекции розничных цен.

Тем не менее, несмотря на начавшееся снижение, пока в целом по России цены на сладости держатся выше прошлогодних. Самыми подорожавшими кондитерскими изделиями до сих пор остаются сахаристые (карамель, зефир, пастила) и шоколад. Хотя динамика цен на кондитерские изделия в феврале была самой низкой с начала 2015 г.

По данным ЦИКР, заметнее всего в России в феврале (по отношению к январю) подешевел зефир — на 0,14%, до 251,63 руб. за кг. Больше всего зефир подешевел в Сибирском (–1,68%, до 206,19 руб./кг), Северо-Кавказском (–0,98%, до 216,65 руб./кг) и Южном (–0,33%, до 234,45 руб./) федеральных округах. При этом больше всего пока цены на зефир с пастилой растут в Москве (+0,44%), здесь же отмечается и самый высокий уровень цен на этот вид сладкого (362,74 руб./кг).

Печенье в среднем стало дешевле в целом в России на 0,09% (147,75 руб./кг). Дешевеет оно в Центральном (–0,32%, до 163,05 руб./кг), Южном (–0,35%, до 141,3 руб./кг), Северо-Западном (–0,38%, до 166,23 руб./кг) федеральных округах, в Москве (–0,64%, до 226,42 руб./кг). Дорожает пока в Сибирском, Дальневосточном и Приволжском федеральных округах.

Цены на шоколад в среднем по стране снизились на 0,01% — до 830,52 руб./кг. Снижение отмечается практически во всех федеральных округах, за исключением Центрального, Дальневосточного и Северо-Западного, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Эти же регионы отличает самый высокий уровень цен на шоколад в стране (за исключением Крайнего Севера). «Текущая коррекция розничных цен на отдельные виды сладостей, скорее всего, будет продолжаться, так как ожидается, что стоимость базового сырья, скорее всего, сохранится на текущих уровнях в течение нескольких следующих месяцев», — пояснила исполнительный директор ЦИКР Е. Никитина.

Эксперты считают, что снижение цен, особенно на такие виды кондитерских изделий, как шоколад, не может не способствовать восстановлению потребления сладостей в России.