1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 177

Коротко о важном («ЭЖ Вопрос-ответ», № 3, 2017)

Основания использования фискального накопителя

Согласно п. 6 ст. 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее — Закон о ККТ) срок действия ключа фискального признака, который содержится в фискальном накопителе, составляет не менее 36 месяцев со дня регистрации ККТ в налоговом органе. Такой порядок применяют лица, использующие ККТ:

— при оказании услуг;

— при применении УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН.

Если вышеуказанные лица используют ККТ при сезонном (временном) характере работы или при совмещении общей системы налогообложения и специальных налоговых режимов либо применяют ККТ, не осуществляющую передачу фискальных данных через оператора фискальных данных, они вправе использовать фискальный накопитель, срок действия ключа фискального признака которого составляет не менее 13 месяцев. При этом Правительство РФ наделено полномочиями по введению иных оснований для применения такого фискального накопителя.

Правительство РФ установило, что организации и ИП, указанные в п. 6 ст. 4.1 Закона о ККТ, вправе использовать фискальный накопитель, срок действия ключа фискального признака которого составляет не менее 13 месяцев, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

— применение общего режима налогообложения;

— организация или ИП являются платежными агентами (субагентами).

(Постановление Правительства РФ от 25.01.2017 № 70 «Об основаниях использования фискального накопителя, срок действия ключа фискального признака которого составляет не менее 13 месяцев», вступило в силу 4 февраля 2017 г.)

Основной вид деятельности страхователя

Внесены изменения в Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 № 55 (далее — Порядок).

В новой редакции изложен п. 5 Порядка, который определяет действия территориального органа ФСС России в случае, когда страхователь не представил подтверждение основного вида экономической деятельности. Ранее такой страхователь считался ведущим деятельность с наибольшим классом профессионального риска из числа осуществляемых им видов деятельности. Теперь ФСС России рассматривает его как осуществляющего вид деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска из числа кодов ОКВЭД, указанных в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.

Данное изменение обусловлено аналогичными поправками, которые были внесены в Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713. Эти поправки вступили в силу с 1 января 2017 г.

(Приказ Минтруда России от 25.01.2017 № 75н «О внесении изменений в Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2006 г. № 55», зарегистрирован в Минюсте России 14.02.2017 № 45626, вступил в силу с 26 февраля 2017 г.)

Утверждены формы и форматы реестров, предусмотренных п. 10 ст. 198 НК РФ

Согласно п. 10 ст. 198 НК РФ для подтверждения освобождения от уплаты акциза (возмещения суммы акциза) вместо копий таможенных деклараций и транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов в налоговый орган можно представить их реестры. Они подаются в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Данный порядок применяется начиная с 1 апреля 2017 г. (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 05.04.2016 № 101 ФЗ). Формы и форматы реестров разрабатывает ФНС России (п. 11 ст. 198 НК РФ).

Выполняя это требование законодательства, ФНС России утвердила:

— реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), предусмотренных подп. 3 п. 7 ст. 198 НК РФ;

— реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подп. 3 и 4 п. 7 ст. 198 НК РФ.

(Приказ ФНС России от 27.12.2016 № ММВ-7-15/720@ «Об утверждении форм и порядка заполнения реестров, предусмотренных пунктом 10 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации, а также форматов и порядка представления реестров в электронной форме», зарегистрирован в Минюсте России 26.01.2017 № 45419, вступил в силу 7 февраля 2017 г.)

Новый Порядок изменения срока уплаты налогов (взносов)

Утвержден новый Порядок изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пеней и штрафа налоговыми органами (далее — Порядок).

Порядком установлено, что решения об изменении сроков уплаты страховых взносов в форме отсрочки и рассрочки принимаются ФНС России. При этом отсрочка и рассрочка по взносам даются на срок, не превышающий один год. Обращаться в ФНС России нужно через управление ФНС России по субъекту РФ по месту нахождения (месту жительства) лица либо через межрегиональную инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам.

В Порядок добавлено положение о том, что действие отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов может быть досрочно прекращено налоговым органом. Основанием для этого является нарушение условий предоставления отсрочки (рассрочки). Рекомендуемый образец решения о досрочном прекращении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов приведен в приложении № 10 к Порядку.

В остальном положения Порядка остались прежними.

(Приказ ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами», зарегистрирован в Минюсте России 20.02.2017 № 45707, вступил в силу 4 марта 2017 г.)

Доход ИП на общем режиме для целей исчисления взносов

Предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, когда их годовой доход превышает 300 000 руб., дополнительно уплачивают в ПФР 1% с суммы превышения дохода (подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).

Согласно подп. 1 п. 9 ст. 430 НК РФ для плательщиков НДФЛ доход учитывается в соответствии со ст. 210 НК РФ (в части дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности). Исходя из положений п. 3 ст. 210 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218—221 НК РФ.

Таким образом, индивидуальные предприниматели на общей системе налогообложения в целях определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за себя, полученный доход уменьшают на профессиональный вычет, предусмотренный ст. 221 НК РФ. То есть на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с извлечением дохода от предпринимательской деятельности. А если документального подтверждения расходов нет, доход уменьшается на 20%.

(Письмо Минфина России от 06.02.2017 № 03-15-07/6070)

Основания для отсрочки по уплате НДС по ввозимым товарам

Сроки и порядок уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ устанавливаются с учетом положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле (ст. 177 НК РФ).

Изменение срока уплаты налогов, в том числе НДС, в отношении импортируемых товаров, осуществляется по правилам главы 15 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон № 311-ФЗ). Так, отсрочка или рассрочка по уплате налогов на срок от одного до шести месяцев предоставляется по основаниям, установленным ст. 134 Закона № 311-ФЗ. К ним относятся:

— причинение ущерба плательщику налогов в результате стихийного бедствия, катастрофы, обстоятельств непреодолимой силы;

— задержка финансирования из бюджета;

— если товары, ввозимые в РФ, быстропортящиеся;

— ввоз осуществляется по международному договору РФ;

— ввозимые товары включены в перечень отдельных типов иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, утвержденный Правительством РФ.

Специалисты Минфина России указали, что других оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ не предусмотрено.

(Письмо Минфина России от 30.01.2017 № 03-07-03/4470)

Командировка из головного офиса в филиал

Минфин России разъяснил порядок обложения НДФЛ и учета в целях налога на прибыль сумм возмещения расходов работника при его командировке из головного офиса в филиал компании.

Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы возмещения командировочных расходов. Финансисты указали, что под служебной командировкой следует понимать поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы, указанного в трудовом договоре. Это следует из положений ст. 166 ТК РФ и п. 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (далее — Положение). Направление сотрудника головного офиса в филиал для выполнения служебного поручения также признается командировкой (п. 3 Положения). Следовательно, суммы компенсации его расходов на такую поездку не облагаются НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.

Что касается налога на прибыль, то компания может учесть затраты на командировку работника головного офиса в филиал в расходах на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом необходимо соблюдать общие требования об экономической обоснованности и документальном подтверждении расходов.

(Письмо Минфина России от 16.01.2017 № 03-04-06/1224)

Непредставление расчета по страховым взносам

Организации и ИП, имеющие наемных работников, представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Статьей 76 НК РФ предусмотрены основания, по которым налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам организаций в банках и переводы их электронных денежных средств. Среди них, в частности, значится непредставление налоговой декларации (расчета по НДФЛ) в налоговый орган в течение десяти дней по истечении установленного срока сдачи такой декларации (расчета) (подп. 1 п. 3, п. 3.2 ст. 76 НК РФ). Аналогичные положения в части несвоевременного представления расчета по страховым взносам в ст. 76 НК РФ отсутствуют. В связи с этим возникает вопрос: могут ли налоговики приостановить операции по счетам, если компания сдала расчет по страховым взносам с нарушением срока, установленного п. 7 ст. 431 НК РФ?

Специалисты финансового ведомства разъяснили, что несдача в срок в налоговый орган расчета по страховым взносам не является основанием для приостановления операций по счетам плательщика страховых взносов.

(Письмо Минфина России от 12.01.2017 № 03-02-07/1/556)

Страховые взносы с выплат «удаленным» иностранным работникам

По общему правилу выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, признаются объектом обложения страховыми взносами (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ). Но для выплат по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, заключенных с иностранными гражданами, работающими за пределами РФ, в п. 5 ст. 420 НК РФ сделано исключение.

В связи с этим налоговики пришли к выводу, что суммы вознаграждений, производимых в пользу работников — иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по удаленному доступу за пределами РФ, страховыми взносами не облагаются.

(Письмо ФНС России от 03.02.2017 № БС-4-11/1951@)

О заполнении платежных поручений на уплату страховых взносов

Значения статуса плательщика средств, указываемого в реквизите «101» платежного поручения, перечислены в приложении № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Налоговики изначально предполагали, что в этом реквизите платежного поручения плательщики страховых взносов будут указывать статус «14» — налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам. Однако программное обеспечение Банка России в настоящее время не позволяет принимать платежные поручения со статусом «14». В связи с этим ФНС России разъяснила, что плательщики страховых взносов в реквизите 101 платежного документа должны указывать:

— юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, — «01»;

— индивидуальные предприниматели (нотариусы, адвокаты, главы крестьянских (фермерских) хозяйств) соответственно «09», «10», «11» и «12»;

— физические лица — «13».

Кроме того, налоговики рассказали о порядке действия инспекции, если в платежном поручении плательщик страховых взносов указал ошибочный код ОКТМО. Они отметили, что данный реквизит не используется органами Федерального казначейства для межбюджетного распределения страховых взносов. Поэтому проведения налоговыми органами операций по уточнению ОКТМО не требуется.

Платежные поручения, оформленные с ошибочным указанием значения кода ОКТМО, подлежат учету в соответствующей карточке расчетов с бюджетом, открытой с ОКТМО по месту нахождения плательщика без отражения в ведомости невыясненных поступлений.

(Письмо ФНС России от 03.02.2017 № ЗН-4-1/1931@)

О вступлении в силу формата электронных пояснений

Пунктом 3 ст. 88 НК РФ установлено, что налогоплательщики, представляющие декларацию по НДС в электронной форме, при проведении ее камеральной проверки дают пояснения в электронном виде по формату, установленному ФНС России.

Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ такой формат был утвержден. Данный документ зарегистрирован в Минюсте России 13.01.2017 № 45195 и в этот же день опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Поскольку пояснения даются к налоговой декларации, возник вопрос о распространении на приказ положений п. 5 ст. 5 НК РФ. Согласно этому пункту нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов), вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования.

ФНС России разъяснила, что положения п. 5 ст. 5 НК РФ распространяют свое действие только на нормативные правовые акты, утверждающие форму (формат) налоговой декларации (расчета). Приказ ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ таким документом не является.

Поэтому он вступил в силу в порядке, предусмотренном п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763, — по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. То есть с 24 января 2017 г.

(Письмо ФНС России от 27.01.2017 № ЕД-4-15/1443)

Страховые взносы при наличии обособленных подразделений

ФНС России дала разъяснения по вопросу уплаты страховых взносов и представления отчетности организациями по месту нахождения обособленных подразделений с 1 января 2017 г., а также порядка уведомления налоговых органов о наделении обособленных подразделений полномочиями (лишении полномочий) по начислению выплат физическим лицам.

Организации, имеющие обособленные подразделения, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, в том числе которые обладали соответствующими полномочиями до 1 января 2017 г., обязаны уплачивать страховые взносы и представлять расчеты по ним как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого из таких обособленных подразделений. Данный порядок распространяется и на плательщиков, отнесенных к категории крупнейших.

Если подразделение наделено полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц после 1 января 2017 г., организация должна представить в налоговый орган уведомление о наделении подразделения соответствующими полномочиями. Обязанность по сообщению в налоговые органы об обособленных подразделениях российских организаций, которые наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц по состоянию на 1 января 2017 г., возложена на ПФР (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

Представление расчетов по страховым взносам и уплата страховых взносов организацией, имеющей обособленные подразделения, исключительно по месту своего нахождения возможны в случае, если она самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу всех работников, в том числе в пользу работников обособленных подразделений. В случае если до перехода на указанную централизованную уплату страховых взносов такая организация имела обособленные подразделения, которые наделены полномочиями по начислению выплат в пользу физических лиц, в том числе до 1 января 2017 г., то одновременно необходимо уведомить налоговые органы о лишении всех обособленных подразделений соответствующих полномочий.

(Письмо ФНС России от 23.01.2017 № БС-4-11/993@)