Миллион за увольнение

| статьи | печать

Если налоговики в ходе проверке увидят, что компания выплатила работнику при его увольнении выходное пособие, которое во много раз превышает его зарплату, будьте уверены — такой расход они исключат из налоговой базы по налогу на прибыль. Конечно, бывшему работнику нет до этого никакого дела, а вот компании придется попотеть, доказывая разумность такой выплаты.

Сразу скажем: компания, выдавая работникам пухлые конверты с увольнительными, формально не нарушает никакие нормы трудового законодательства. Карт-бланш на это ей дает Трудовой кодекс. Ведь ст. 178 ТК РФ прямо разрешает работодателям самим устанавливать размер таких выплат.

Да и Налоговый кодекс не содержит прямого запрета на включение в состав расходов таких выплат. Пункт 9 ст. 255 НК РФ позволяет учитывать для целей налогообложения прибыли в расходах на оплату труда начисления увольняемым работникам, предусмотренные в трудовых и (или) коллективных договорах. При этом данная норма не ограничивает их размер.

Что развязывает руки налоговым органам?

Но есть один подводный камень. Он кроется в ст. 252 НК РФ, которая устанавливает порядок признания расходов. В ней сказано, что затраты могут превратиться в налоговые расходы только в том случае, когда они экономически обоснованы.

Вот за это и цепляются налоговики при проверках.

Ревизоры свято верят в то, что выплата миллионного выходного пособия увольняющемуся работнику никоим образом не связана с деятельностью компании и не имеет экономического смысла.

Суды поддерживают налоговиков

Споры об экономической оправданности таких отступных дошли до Верховного суда. К сожалению, высшие арбитры не порадовали налогоплательщиков своим вердиктом.

По их мнению, бремя доказывания обоснованности выплаты выходных пособий в размерах, намного превышающих оклад работника, лежит на работодателе. Только если он предоставит железные аргументы, миллионные увольнительные можно списать на расходы и тем самым уменьшить налог на прибыль. Такой вывод содержится в Определении ВС РФ от 23.09.2016 № 305-КГ16-5939.

Судебная коллегия Верховного суда отметила, что у увольнительных есть две стороны. Они могут рассматриваться и как выходные пособия, смысл которых заключается в сохранении заработка на относительно небольшой период времени пока гражданин ищет работу, и как плата работодателя за освобождение штатной единицы. Однако данная выплата ни в коем случае не должна носить характер личного обеспечения работника после его увольнения.

Если работодатель не предоставит аргументы, подтверждающие экономическую оправданность выплаты «золотых парашютов», налоговики по рекомендации Верховного суда будут расценивать такие увольнительные как суммы, являющиеся личным обеспечением работников после увольнения. И в такой ситуации списать их на расходы ну никак не получится.