1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 17

Новая ответственность за неисполнение обязанности заблокировать сайт

Госдума РФ в третьем, окончательном, чтении 10 февраля 2017 года приняла поправки в КоАП РФ, которыми по-новому устанавливается ответственность интернет-провайдеров за неисполнение обязанности по блокировке ресурсов, внесенных в так называемый реестр запрещенных сайтов, который ведется Роскомнадзором.

Теперь неисполнение обязанности по блокировке (разблокировке) сайта станет самостоятельным нарушением, закрепляемым в отдельной ст. 13.34 КоАП РФ. Ранее такое нарушение подводилось под другую норму – ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (нарушение требований и условий, предусмотренных лицензией). Кроме того, ответственность, согласно новой ст. 13.34 КоАП РФ, окажется значительно выше – штрафы для юридических лиц будут достигать 100 тыс. руб. Применяемая на текущий момент ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ включает намного более мягкие штрафы для нарушителей: до 30–40 тыс. руб.

Полагаем, что стимулирование операторов к своевременному реагированию на пополнение реестра запрещенных сайтов в целом отвечает тенденции по ускорению процедуры блокировки сайта с помощью законодательных и технических мер. К ним можно отнести, например, внедрение системы «Ревизор», автоматически контролирующей исполнение провайдерами обязанностей по блокировке сайтов, а также законопроект, разрабатываемый Минкомсвязи России, – ведомство планирует оптимизировать существующий порядок доставки судебных решений о блокировке обычной почтой, который, очевидно, является слишком медленным.

Принятые Госдумой РФ поправки означают, что провайдерам придется аккуратнее работать с реестром запрещенных сайтов и для кого-то, возможно, будет повод начать использовать систему автоматического контроля реестра, которая, как считается, является весьма дорогостоящей для небольших региональных операторов.

С другой стороны, несмотря на то, что этот шаг означает усиление государственного вмешательства в интернет-пространство (объясняемый общественной опасностью содержащейся в Сети информации), он может показаться позитивным для тех, чьи интересы нарушены незаконным контентом в Интернете, например для правообладателей фильмов, музыки и т. п. Кроме того, вводимая ответственность в равной степени применяется и к случаям несвоевременных разблокировок веб-ресурсов, а значит, она может быть позитивно оценена их владельцами.