1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 6178

Фитнес-клуб: анализируем правовые аспекты деятельности

Фитнес-клубы предоставляют услуги на условиях публичного договора (ст. 426 ГК РФ) и обязаны оказывать их каждому, кто обратится. Вроде бы ничего сложного нет: правила размещаются на сайте клуба, с клиентами заключаются договоры. Но как показывает судебная практика, деятельность фитнес-клубов сопряжена с определенными правовыми рисками.

Услуги в фитнес-клубах оказываются на основании заключаемых с потребителями договоров, которые по своей правовой природе относятся к договору возмездного оказания услуг, регулируемому главой 39 ГК РФ.

Особенности заключения договора с клиентом

В договоре с клиентом предусматривается комплекс оказываемых потребителю услуг (посещение тренажерного зала, бассейна, сауны, оказание консультационных услуг персональным инструктором и т.д.), срок действия абонемента, размер платы и порядок ее внесения, а также иные условия по усмотрению сторон. Приложением к договору являются правила посещения клуба и использования тренажерного зала, бассейна, сауны, порядок получения иных услуг. Данные правила также могут быть размещены на официальном сайте фитнес-клуба с указанием в договоре с клиентом на возможность их изменения, что создает для клиента необходимость самостоятельно отслеживать статус правил в интернете на сайте клуба.

С потребителем, то есть физическим лицом, заказывающим услуги фитнес-клуба для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, фитнес-клуб в договоре не должен указывать ничего лишнего, как то: условия одностороннего отказа от договора (при выплате штрафа или компенсации), положения о штрафах за нарушение сроков оплаты, порядок возмещения убытков, включая упущенную выгоду, и т.д. Все подобные условия будут являться ничтожными как не соответствующие нормам ст. 168 ГК РФ и ст. 16 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1).

Обратите внимание!

Фитнес-клубы не вправе устанавливать какие-либо ограничения для посетителей, создавать необоснованные преимущества, кроме отдельных категорий клиентов (ветераны, инвалиды и другие граждане, к которым следует относиться с повышенным вниманием).

С клиентами — компаниями и индивидуальными предпринимателями формулирование различных договорных условий не в их пользу фитнес-клубам разрешается на основании принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ), в частности, в договоре можно предусмотреть, что при одностороннем отказе от договора со стороны клиента фитнес-клуб удерживает компенсацию в определенном размере, например, 40—60% или расчетным путем пропорционально оставшемуся периоду.

В отношениях с клиентами-потребителями подобные условия установить невозможно, поскольку в договорах с потребителями могут устанавливаться только такие договорные условия, которые не противоречат Закону № 2300-1. Причем это могут быть только такие условия, которые предусмотрены в законодательстве РФ (например, общие положения о праве возмещения убытков, о процентах за пользование чужими деньгами и т.д.). Специальные способы защиты интересов фитнес-клуба, как то: повышенная неустойка за нарушение срока оплаты абонемента, обеспечительный платеж, отступное и др. в договоре с потребителем установлены не могут быть, поскольку Законом № 2300-1 не предусмотрены, равно как и такие ограничения прав потребителей, как оплата комиссии за внесение денег в счет оплаты стоимости абонемента через кассу клуба либо исключительно через определенный платежный терминал или банк (решение Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 24.10.2012 по делу № 2-617/2012).

В практике нашей компании был случай, когда суд признал ничтожным целый комплекс условий, изложенных в договоре между фитнес-клубом и потребителем, поскольку все они противоречили закону: право фитнес-клуба в одностороннем порядке определить сумму причиненного потребителем ущерба, вычесть ее из внесенной платы за абонемент с обязательством потребителя доплатить недостающую сумму и с начислением неустойки за нарушение срока ее внесения (решение Никулинского районного суда г. Москвы от 13.06.2013 по гражданскому делу № 2-3971/13).

Правила фитнес-клуба: что можно менять

Фитнес-клуб вправе в одностороннем порядке изменять те или иные положения своих правил, размещаемых на сайте, если это не затрагивает существенные условия договора с потребителями и не снижает уровень их правовых гарантий, предусмотренных законом (решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 11.07.2016 по делу № 2-3888/2016). Иначе суд примет решение в пользу потребителя (решение Симоновского районного суда г. Москвы от 20.03.2014 по делу № 2-1721/2014). В этом деле юристы фитнес-клуба при составлении его правил не смогли придумать ничего лучше, как установить такие драконовские требования, как разрешение плавать только на одной плавательной дорожке в бассейне, недопуск на плавательный сеанс при опоздании более чем на пятнадцать минут после его начала, возможность администрации изменять расписание занятий в любое время и др.

Не будет нарушением включение в общие условия или в договор положения о том, что пропущенные клиентом занятия ему не компенсируются и не переносятся (Определение Московского городского суда от 15.04.2014 № 4г/6-4034/14), поскольку существо услуги заключается в предоставлении возможности посещать клуб в течение определенного периода времени (срок действия абонемента) с учетом графика его работы, которую потребители используют по своему усмотрению. В виде дополнительного бонуса фитнес-клубы с целью повышения лояльности своих клиентов могут по их просьбе продлевать срок абонемента путем его блокировки на определенный срок (так называемая «заморозка»).

У клуба нет обязанности переносить занятия или продлевать срок действия абонемента в случае болезни клиента или при наличии у него иных уважительных причин, препятствующих посещению клуба (Определение Московского городского суда от 27.04.2015 № 4г/9-3980/2015). Специфика абонентского обслуживания предполагает, что клиент за плату получает возможность в течение согласованного срока посещать клуб, самостоятельно с учетом своей занятости и удобства выбирая время и регулярность занятий. При желании он может вообще не появляться на тренировках, и клуб не обязан отслеживать его посещения, вести учет, уточнять причины неявки.

Длительный срок абонемента, как правило, составляющий один год, предполагает более дешевую цену посещений клуба, поскольку разовые занятия или абонементы на менее продолжительные сроки обходятся дороже в пересчете на календарные дни. В связи с этим даже при наличии у клиента уважительных причин, препятствующих посещениям клуба, он не вправе требовать предоставления ему дополнительного времени или снижения общей платы, если только иное прямо не предусмотрено соглашением с клубом (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.11.2008 № Ф04-6905/2008(15747-А03-16)), поскольку закон такой возможности ему не предоставляет.

Плата за переоформление абонемента

Фитнес-клубы на практике могут взимать дополнительную плату за переоформление абонентского договора на другое лицо. Однако такой подход не соответствует закону, поскольку названное техническое действие нельзя расценивать в качестве отдельной услуги, имеющей самостоятельную потребительскую ценность или создающей дополнительное имущественное благо для потребителей.

С одной стороны, новый клиент получает ощутимые преимущества от такой сделки, поскольку он платит за абонемент согласованную плату в размере, меньшем, чем текущие цены клуба, которые он время от времени повышает. С другой стороны, не остается внакладе и фитнес-клуб, учитывая, что если бы первый клиент отказался от абонентского договора в одностороннем порядке, фитнес-клуб вернул бы ему часть полученных денежных средств.

В любом случае вопрос переоформления абонемента с одного клиента на другого находится в исключительной компетенции самого фитнес-клуба, который дает соответствующее согласие или отказывает по своему усмотрению, вправе в договоре предусмотреть такое право с теми или иными ограничениями (например, возможность переоформления абонемента не ранее определенного срока, однократность замены и т.п.).

Важно!

Клуб вправе взимать штраф за утрату пластиковой карты, поскольку ее предъявление выступает обязательным условием допуска на занятия, она как вещь является его собственностью, поэтому он вправе выставить штраф на оплату при условии, что его размер заранее известен и одинаков для всех потребителей.

Часы работы, порядок посещений и другие вопросы

Фитнес-клуб вправе самостоятельно устанавливать часы работы и изменять их с раскрытием соответствующей информации потребителям. Он может определить в своих правилах порядок посещений. Например, установить обязанность клиентов покинуть помещение не менее чем за 15 минут до закрытия клуба, соблюдать чистоту и порядок, посещать занятия только при наличии спортивной формы и обуви, не причинять беспокойства другим клиентам, в частности, не пользоваться музыкальной аппаратурой без наушников, не употреблять пищу и напитки на территории клуба, кроме специально отведенных для этого мест, убирать спортивный инвентарь на место, воздерживаться от посещения клуба в период заболеваний и др.

В своих правилах клуб может установить право отказать в обслуживании тем клиентам, которые их нарушают, в том числе аннулировать абонемент. Речь идет о таких существенных нарушениях, как появление на территории клуба в состоянии алкогольного опьянения, агрессивное поведение, умышленная порча имущества клуба или третьих лиц, нецензурная брань (Апелляционное определение Московского городского суда от 20.01.2016 по делу № 33-1709/2016), а также совершение иных противоправных действий, нарушающих общественный порядок.

В то же время для таких случаев клуб не вправе предусмотреть в правилах, что при отказе клиенту в обслуживании уплаченная им денежная сумма не подлежит возврату, либо он вправе ее получить только в определенной части и/или до определенного числа (решение Новгородского районного суда Новгородской области от 07.07.2015 по делу № 2-4051/15). Такое условие противоречит закону.

Аннулируя абонемент, клуб тем самым в одностороннем порядке расторгает заключенный с клиентом абонентский договор, поэтому вправе удержать внесенную денежную сумму только в той части, которая пропорциональна прошедшему временному периоду, а остаток вернуть. В ином случае клиент вправе взыскать разницу с начислением на нее штрафных процентов по ст. 395 ГК РФ и применением иных защитных мер.

Фитнес-клуб обязан доводить до сведения своих клиентов в общедоступных местах (на сайте, на ресепшн, на тренажерах, путем инструктажа со стороны тренеров и иных сотрудников клуба и др.) информацию об услугах, способах эксплуатации спортивных снарядов и тренажеров, пользования иным инвентарем. При непредоставлении такой информации, равно как и в случае не обеспечения безопасной эксплуатации снарядов и тренажеров в зале клуб несет ответственность перед потребителями, которым был причинен вред (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 16.09.2015 № 33-5974).

Исключение составляет случай изначального наличия у клиентов медицинских противопоказаний, о которых клубу ничего не было известно.

Ответственный подход к своему здоровью и внимательность на занятиях должен проявлять сам клиент, поскольку если вред его жизни и здоровью был причинен по его собственной неосторожности, фитнес-клуб не должен за этой нести ответственности (решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 25.03.2014 по делу № 2-1763/2014).

Соблюдение санитарно-гигиенических требований

Клиент не должен требовать от администрации фитнес-клуба выполнения дополнительных обязанностей, целесообразных с его точки зрения, например, выполнение уборки помещений с большей регулярностью, чем это предусмотрено нормативными правовыми актами и внутренними документами (решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 27.09.2016 по делу № 2-2161/2016).

Так, п. 3.9.1 СанПиН 2.1.2.1188-03. 2.1.2 «Проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания, учреждений образования, культуры, отдыха, спорта. Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.01.2003 № 4, ежедневная уборка должна проводиться в конце рабочего дня.

Необходимость уборки в перерывах между сменами устанавливается в соответствии с требованиями п. 3.7 данных санитарных правил. Ежедневной дезинфекции подлежат помещения туалета, душевых, раздевалки, обходные дорожки, скамейки, дверные ручки и поручни. График уборки и дезинфекции утверждается администрацией бассейна. И при выполнении персоналом фитнес-клуба уборки помещений в соответствии с названными правилами клиент не вправе от него требовать выполнения дополнительных обязанностей.

Если клуб временно закрывается

При закрытии своих помещений для выполнения ремонтных работ, в связи с проведением санитарно-эпидемиологических мероприятий и в иных подобных случаях клуб обязан заблаговременно ставить в известность клиентов. Если из-за отсутствия информации клиент пропустил оплаченные занятия (разовые посещения или отдельные услуги), клуб обязан компенсировать их стоимость или перенести занятия на другой день.

В практике нашей компании был случай, когда муниципальный бассейн был закрыт на несколько дней в связи с плановыми санитарными мероприятиями. Однако поставить в известность клиентов его администрация не удосужилась, ограничившись только размещением короткой записки при входе в здание. После веерной рассылки однотипной жалобы в ряд государственных органов все пропущенные занятия по вине клубы были компенсированы клиенту и в виде бонуса предоставлены даже несколько дополнительных занятий бесплатно.

Ответственность за сохранность личных вещей клиента

На период занятий в фитнес-клубах клиенты оставляют в специальных сейфах или шкафчиках свои личные вещи и ценности.

Фитнес-клуб как профессиональный хранитель несет ответственность за сохранность переданных ему вещей в силу п. 5 ст. 925 ГК РФ: правила данной статьи о хранении вещей в гостинице соответственно применяются в отношении хранения вещей граждан в мотелях, домах отдыха, пансионатах, санаториях, банях и других подобных организациях. Запираемые на замок шкафчики в раздевалке фитнес-клуба предназначены именно для хранения вещей посетителей, поэтому администрация фитнес-клуба несет ответственность за хранение вещей, оставленных в шкафчике.

Администрация клуба не сможет освободить себя от ответственности со ссылкой на то, что не принимала от клиентов вещи на хранение, а всего лишь предоставляла шкафчики и ключи от них во временное пользование, поскольку как профессиональный хранитель фитнес-клуб отвечает перед своими клиентами за пропажу вещей в силу закона (п. 3 ст. 401, п. 1 ст. 886, п. 2 ст. 887, п. 1 ст. 901 ГК РФ).

В данном случае между фитнес-клубом и его клиентом фактически складываются правоотношения из договора хранения в связи с тем, что сам по себе факт заключения договора на оказание услуг предполагает наличие возможности у потребителя при посещении занятий иметь возможность оставить свои вещи на хранение в фитнес-клубе, что предполагает обязанность клуба обеспечить потребителю возможность по хранению вещей и их сохранность.

Суд также не примет ссылку фитнес-клуба на то, что убытки клиента подлежат возмещению непосредственно лицом, совершившим хищение, поскольку в данном случае клиент вправе взыскать их с самого клуба, допустившего нарушение условий договора хранения, последний же, в свою очередь, вправе адресовать свои регрессные требования к причинителю ущерба (Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 08.04.2014 по делу № 33-3014/2014).

Так, в одном деле фитнес-клуб не выдал шубу посетительнице, которая хотя и потеряла номерок от гардероба, но смогла достоверно ее описать после ухода всех посетителей, когда других вещей не осталось. Сотрудники клуба не выдали шубу также в присутствии сотрудников полиции, предложив посетительнице получить шубу только в присутствии руководства на следующий день. Вместе с тем шуба была выдана неизвестному мужчине по предъявленному им номерку, хотя данное обстоятельство достоверно подтверждено не было.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что клуб не проявил всей необходимой степени заботливости для сохранности вверенной ему ценной вещи, в связи с чем должен нести ответственность за причиненные клиенту убытки. В силу ст. 902 ГК РФ при безвозмездном хранении ответственность хранителя ограничена реальным ущербом. Размер ущерба с учетом износа шубы был подтвержден заключением судебной экспертизы (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.04.2013 № 33-5285/13).

Суды достаточно лояльно подходят к оценке доказательств принадлежности клиенту утраченных из шкафчика в клубе вещей и самого факта их помещения туда, принимая во внимание документы об их приобретении, пояснения клиента, свидетельские показания и иные доказательства, отмечая при этом, что в силу объективных причин клиенту затруднительно доказать перечень и стоимость похищенных (т.е. отсутствующих у него в наличии на момент предъявления к клубу требований) вещей, учитывая, что он их лишился и как следствие ограничен в возможности доказывания, в том числе и по вине ответчика (Определение Свердловского областного суда от 22.12.2011 по делу № 33-17801/2011). Но если клиент ссылается на то, что у него пропали определенные вещи, но никаких чеков, договоров, гарантийных талонов и иных документов в подтверждение своей позиции не представил, в иске будет отказано (решение Невского районного суда г. Санкт-Петербурга от 20.08.2014 по делу № 2-3116/2014).

Фитнес-клуб вправе ограничить свою ответственность перед клиентом за ценные вещи, если обеспечит возможность аренды специальными сейфовыми ячейками, куда их можно поместить, указав на такую необходимость в договоре и в правилах посещения клуба. Если данная информация (о необходимости оставления ценных вещей в сейфовых ячейках) была доведена до сведения клиентов, то при пропаже вещей оснований для взыскания с фитнес-клуба ущерба за вещи не имеется.

Так, по одному делу суд отметил, что наличие объявления на доске информации фитнес-клуба о необходимости помещения ценных вещей в сейфовые ячейки у администратора клуба и соответствующего предупреждения, содержащегося в правилах посещения клуба, наличие реальной возможности размещения вещей в ином специально предназначенном именно для этих целей помещении (хранилище), освобождает фитнес-клуб от возмещения убытков вследствие их утраты (Апелляционное определение Ярославского областного суда от 16.04.2012 по делу № 33-1897/2012).

Кто отвечает за технику безопасности

Администрация фитнес-клуба в своих правилах, в договоре с клиентами, на ресепшн и в иных доступных местах должна размещать информацию о технике безопасности при пользовании снарядами и тренажерами в спортзале. Чтобы быть допущенными к занятиям, клиенты должны пройти инструктаж по технике безопасности, о чем поставить свою подпись в экземпляре договора клуба или в отдельном журнале.

Наличие на тренажерах инструкций о правилах его использования не освобождает фитнес-клуб от обязанности предоставлять своим посетителям информацию о правилах безопасности. Иначе клуб может быть привлечен к ответственности за причинение вреда жизни или здоровью клиентам на основании п. 1 ст. 1064, ст. 1095 ГК РФ (Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 27.03.2013 по делу № 33-863).

Так, в одном деле посетительница поскользнулась в душевой кабине, упала и получила травму, была доставлена в больницу. Нахождение на лечении подтверждалось медицинской документацией. Договор, предусматривающий обязанность клиентов фитнес-клуба выполнять правила техники безопасности, посетительницей подписан не был, она приступила к занятию без его подписания.

Согласно декларации о соответствии и сертификату соответствия керамическая плитка для пола, использовавшаяся при отделке душевой фитнес-центра, соответствовала установленным требованиям. Однако использование в душевой комнате напольной плитки, соответствующей требованиям, предъявляемым к отделочным материалам данного вида, и возможность использования ее в помещениях душевых комнат само по себе не свидетельствует об отсутствии вины ответчика в причинении истцу вреда.

Специальных санитарных правил для фитнес-центров не имеется, поэтому можно использовать правила для спортивных закрытых сооружений, в частности, необходима регулярная гигиеническая уборка. Поскольку ответчиком не были предприняты необходимые меры, направленные на предупреждение случаев травматизма посетителями, несчастный случай произошел с истцом по вине ответчика, не обеспечившего безопасность посещения душевой комнаты и доведение до истца информации о правилах поведения и технике безопасности в душевой фитнес-центра, суд возложил на ответчика ответственность за ущерб и взыскал компенсацию морального вреда за причиненные физические и нравственные страдания (Апелляционное определение Омского областного суда от 30.05.2014 по делу № 33-3375/2014).

Помимо этого пострадавший клиент вправе предъявить фитнес-клубу в качестве убытков свои расходы на лечение и приобретение лекарств при условии доказанности потерпевшим их необходимости и того, что он не имел права на бесплатное получение таких видов помощи (п. 1 ст. 1085 ГК РФ). Как разъяснено на этот счет в п. 27 постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», судам следует иметь в виду, что расходы на лечение и иные дополнительные расходы подлежат возмещению причинителем вреда, если будет установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Но если потерпевший, нуждающийся в указанных видах помощи и имеющий право на их бесплатное получение, фактически был лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно, суд вправе удовлетворить исковые требования потерпевшего о взыскании с ответчика фактически понесенных им расходов.

Суд откажет в удовлетворении требования о возмещении причиненного жизни и здоровью клиента вреда, если установит, что причинение вреда произошло не по вине фитнес-клуба, а в результате собственных неосмотрительных действий самого потерпевшего, который не проявил должной внимательности при обращении со снарядами и при выполнении упражнений, притом что до его сведения были доведены правила пользования спортзалом и техника безопасности (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.10.2013 по делу № 11-35374).

Клиент отказывается от договора

Клиент-потребитель вправе в любое время в период действия договора с фитнес-клубом в одностороннем внесудебном порядке немотивированно отказаться от договора и вернуть часть уплаченной им цены пропорционально неиспользованному периоду. Возвращаемая сумма определяется расчетным путем: берется общее количество дней в период действия абонемента и, исходя из общей стоимости услуг, определяется стоимость дневного посещения, полученная величина умножается на количество дней, остающихся с даты получения уведомления фитнес-клубом уведомления о расторжении договора и до даты окончания срока действия абонемента.

Такую сумму потребителю по его требованию необходимо вернуть добровольно. Иначе он вправе в судебном порядке взыскать не только эту сумму, но и проценты по ст. 395 ГК РФ за неправомерное пользование его деньгами, компенсацию морального вреда, 50% штраф от всех присужденных сумм за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя, а также все судебные издержки по делу.

В то же время при отсутствии у клиента намерения и дальше пользоваться услугами фитнес-клуба клиент должен совершить действия, направленные на расторжение договора: подать заявление, приложив к нему абонемент или пластиковую карту, либо иной документ, дающий право доступа в клуб. Факт непосещения клуба — не основание для возврата уплаченных за абонемент денег, поскольку услуги клуба заключаются в предоставлении возможности его посещать, что во всяком случае является правом самого клиента (Определение Московского городского суда от 15.04.2014 № 4г/6-4034/14, Апелляционное определение Иркутского областного суда от 21.05.2014 по делу № 33-4039/14).

Споры о бассейне

Наиболее распространенный в практике случай отказа потребителя от договора с фитнес-клубом — неоткрытие к согласованной дате бассейна. Потребитель, приобретая абонемент в клуб, рассчитывает на посещение не только тренажерного зала, но и бассейна. Если бассейн не открыт, это обстоятельство ущемляет права клиента и служит основанием для отказа от договора и возврата всей уплаченной суммы, а также компенсации морального вреда и неустойки за нарушение срока удовлетворения его требований (неустойки за нарушение срока открытия бассейна против согласованной даты и до момента расторжения договора и неустойки за нарушение срока возврата уплаченной суммы).

Суд в таком деле не примет во внимание ссылку клуба на то, что абонемент в ситуации, когда еще не работал бассейн, был реализован с существенной скидкой, поскольку данное обстоятельство не дает оснований клубу нарушать права потребителя.

Кроме того, клуб как субъект предпринимательской деятельности несет все связанные с ней риски за свой счет. Поэтому, принимая на себя обязательство по открытию бассейна к установленной дате, обязан его выполнить надлежащим образом и в установленный срок (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.06.2013 по делу № 11-18680).

Вместо отказа от договора потребитель может продолжать пользоваться тренажерным залом и иными услугами клуба, а бассейн посещать в другом месте, где цены не превышают среднерыночные расценки и являются максимально экономными (например, два-три посещения в неделю в муниципальном учреждении, работающем по утверждаемым тарифам). Свои расходы на оплату таких посещений он вправе предъявить фитнес-клубу в качестве убытков, поскольку необходимость их несения обусловлена его виновным бездействием, связанным с неоткрытием к согласованной дате бассейна (ст. 15 ГК РФ).

Такое право у потребителя есть и в том случае, когда в абонентском договоре предоставление бассейна было предусмотрено в качестве подарка, поскольку фактически речь идет не о дарении, а о платной услуге, стоимость которой уже учтена клубом в составе общей цены по договору. Такой вывод подтверждается, тем, что просто так клуб услуги по предоставлению возможности посещения бассейна не предоставляет всем желающим, а делает это только для тех лиц, кто заключил с ним договор и внес абонентскую плату. При наличии же встречного обязательства договор не признается дарением (п. 2 ст. 572 ГК РФ).

Некоторые фитнес-клубы при задержке открытия бассейна сами договариваются с партнерами о том, чтобы временно предоставить услугу своим клиентам в другом объекте. Если клиенту был вручен сертификат или иной документ, подтверждающий в виде компенсационной меры предоставление дополнительных услуг без взимания платы, клуб обязан их предоставить и не вправе уклониться путем аннулирования такого документа или иным образом (решение Московского районного суда г. Казани от 08.07.2016 по делу № 2-2069/16).

Важно!

При отказе от договора потребитель должен так же, как и в сфере гостиничного обслуживания, оформить отказ в виде заявления и передать под расписку или выслать по почте с описью вложения, чтобы располагать доказательствами совершения отказа. В ином случае требования клиента о возврате денег, скорее всего, будут отклонены (Апелляционное определение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30.07.2012 по делу № 11-89/2012).

Типовые заявления

На практике многие фитнес-клубы предлагают своим клиентам, решившим отказаться от их услуг, заявления, содержание которых клуб ни к чему не обязывает. Такие заявления они могут рассматривать сколько угодно и всегда ссылаться на отсутствие менеджеров, их увольнение, продление срока рассмотрения заявления и т.п., всячески тем самым оттягивая момент возврата денег. Во избежание такой ситуации отказ должен быть четким и недвусмысленным, выраженным в письменной форме с доказательствами его сообщения клубу.

К сведению

К заявлению клиент должен приложить пластиковую карту, по которой осуществляется допуск на занятия, и также указать об этом в своем заявлении. Факт подачи заявления об отказе от договора при условии, что потребитель сохраняет клубную карту, еще не означает, что он действительно решил отказаться от услуг фитнес-клуба.

Период, за который возвращаются деньги

При расчете размера денежных сумм, возвращаемых в связи с отказом от абонентского договора, необходимо учитывать период с даты начала оказания услуг фитнес-клубом и до момента получения им уведомления об отказе от договора.

Как правило, в свои типовые абонентские договоры клубы включают условие о том, что началом оказания услуг является дата его открытия, размещая на сайте, но во всяком случае не позднее определенного количества месяцев с даты заключения договора. В качестве подтверждения фактической даты открытия клуба потребитель может использовать распечатанные скриншоты с его сайта (Апелляционное определение Советского районного суда г. Красноярска от 30.03.2016 по делу № 11-185/2016).

Если такого условия в договоре не было, оплаченный период в любом случае течет с даты подписания договора. Однако потребитель вправе вернуть уплаченную сумму по иному основанию: поскольку доступа в клуб у потребителя не имелось, считается, что услуги не были ему оказаны, поэтому на стороне клуба возникло неосновательное обогащение.