1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 3494

Нюансы составления сметы некоммерческих организаций

На практике множество вопросов возникает по структуре затрат в некоммерческой организации (далее — НКО) и порядку составления сметы. Можно ли увеличить косвенные расходы, чтобы уменьшить налогооблагаемую прибыль? Существуют ли типовые формы смет для НКО? Рассмотрим эти и другие вопросы на примере образовательной НКО.

Специфика деятельности НКО может быть самой разнообразной. Статус НКО определен Федеральным законом от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон №7-ФЗ). Главное отличие НКО от других юридических лиц состоит в том, что извлечение прибыли не является ее основной целью деятельности, а полученная прибыль не распределяется между участниками, а направляется на реализацию основных целей такой организации (п. 1 ст. 2 Закона № 7-ФЗ).

Иными словами, деятельность НКО (вне зависимости от созданной формы) не предполагает в качестве основной цели получение прибыли.

Общие требования к смете

Основным документом, определяющим финансово-хозяйственную деятельность НКО, является смета.

Сразу отметим, что каких-либо типовых форм смет не существует, также отсутствует нормативные акты, регламентирующие заполнение сметы. Поэтому при составлении смет нужно руководствоваться спецификой деятельности НКО.

Так, НКО могут формировать общие сметы, а также детализированные сметы на отдельные проекты, которые финансируются за счет целевых источников.

При составлении сметы необходимо исходить из того, что средства, полученные на конкретные цели, должны быть израсходованы только на эти цели.

В смете отражаются не фактический, а предполагаемый объем, целевое направление и временное распределение доходов и расходов.

Смета доходов и расходов образовательной НКО

Смета доходов и расходов образовательной НКО представляет собой документированный план поступлений и расходов средств такой организации.

Сметы могут быть составлены как в целом по образовательной НКО на определенный период (месяц, квартал, год, несколько лет и др.), так и на отдельную программу (проект по обучению, направление деятельности), либо на конкретное мероприятие, либо на отдельную статью расходов (например, административные расходы, представительские расходы, командировочные расходы).

Как уже было сказано, унифицированной формы сметы доходов и расходов не существует. Исключение составляют образовательные бюджетные учреждения. Для них отраслевые министерства и ведомства утверждают необходимые сметы.

Смета доходов и расходов НКО, в первую очередь, формируется в разрезе источников формирования доходной части.

Для разграничения выручки и целевого финансирования образовательные НКО могут применять счета 90 «Продажи» и 86 «Целевое финансирование».

Учет различных поступлений необходимо осуществлять на отдельных субсчетах (так называемых субконто 1, 2 и 3 порядка, если учет ведется в программе «1С»). Количество открываемых субсчетов будет зависеть от количества обучающих программ и мероприятий, форм обучения и т.д.

Например, учитывая специфику деятельности образовательного НКО и формы отчетности, предоставляемые в Минобразования России, а также для отслеживания исполнения сметы, рекомендуем ввести субсчета по счету 86 «Целевое финансирование» для промежуточных операций и раздельного учета поступлений (табл. 1).

Таблица 1. Рекомендуемые субсчета счета 86 «Целевое финансирование»

счета

Наименование

Вид

счета

Субконто 1

Субконто 2

Субконто 3

86­01

Целевое финансирование из бюджета

АП

Назначение целевых средств

Договоры

Движения целевых средств

Образовательные программы

Бесплатное питание

86­02

Прочее целевое финансирование и поступления

АП

Назначение целевых средств

Договоры

Движения целевых средств

Негосударственное финансирование (в т.ч. анонимные пожертвования)

86­03

Поступление пожертвования

АП

Назначение целевых средств

Контрагенты

86­03­1

Пожертвования юридических и физических лиц

86­03­2

Пожертвования родителей (лиц, представляющих учащихся гимназии)

86­05

Расходы по целевому финансированию и пожертвованиям

АП

Назначение целевых средств

Контрагенты

Статьи затрат

Подобный план счетов следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета образовательного НКО. Прежде, чем перейти к порядку составления сметы, несколько слов об особенностях налогового учета НКО.

Особенности налогового учета

НКО могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. При применении общей системы налогообложения необходимо учитывать ряд особенностей, обусловленных характером деятельности учреждения.

Льгота по налогу на прибыль

Cогласно ст. 246 НК РФ некоммерческие организации признаются плательщиками налога на прибыль на общих основаниях. При этом средства, полученные такими организациями на содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п. 1 подп. 14 ст. 251 НК РФ). Налогоплательщик должен обеспечить раздельный учет целевых средств и использование их в соответствии с условиями получения. По окончании налогового периода НКО представляет в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 декларации по налогу на прибыль).

Например, доход, полученный образовательной НКО от оказания платных образовательных услуг, облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке (ст. 249 НК РФ, письмо Минфина России от 24.06.2010 № 03-03-04/63, постановление ФАС Поволжского округа от 12.12.2013 № А55-5909/2013, Определением ВАС РФ от 09.04.2014 № ВАС-3384/14 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ).

Обратите внимание!

Образовательные учреждения вправе применять ставку 0 процентов по налогу на прибыль, при выполнении условий, установленных ст. 284.1 НК РФ. Применение нулевой ставки возможно только в части видов образовательной деятельности, включенных в Перечень, утвержденный постановлением правительства РФ от 10.11.2011 № 917.

Льгота по НДС

НКО являются плательщиками НДС (за исключением тех организаций, которые применяют специальные налоговые режимы). Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст. 146 НК РФ). При этом полученные НКО целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

В то же время для ряда НКО предусмотрены льготы.

Например, освобождены от НДС услуги, оказываемые НКО по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, письмо ФНС России от 25.08.2015 № ГД-3-3/3230@).

Обратите внимание!

Освобождены от НДС операции по реализации дополнительных образовательных услуг, в том числе семинаров, мастер-классов и лекций, без выдачи документа об образовании, если указанные услуги соответствуют уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии (письма Минфина России от 04.12.2015 № СД-4-3/21268@, от 05.12.2012 № 03-07-07/127, от 01.11.2012 № 03-07-07/112).

Если стоимость блокнотов, ручек и продуктов питания слушателям по условиям договора включена в стоимость семинаров, НДС при оказании образовательных услуг не исчисляется (письмо Минфина России от 27.05.2015 № 03-07-11/30461).

Льготы по иным налогам

Налоговые льготы в части иных налогов на федеральном уровне для НКО не установлены. Однако такое право дано субъектам РФ.

Порядок составления сметы

Теперь перейдем непосредственно к вопросу, как составить смету.

Для того чтобы составить смету, нужно четко понимать структуру доходов и расходов в разрезе статей.

В состав прочих доходов НКО могут быть включены такие поступления, как доходы от предоставления за плату во временное пользование активов, от реализации объектов основных средств и другого имущества и т.д.

Кроме того, к источникам формирования имущества образовательных НКО относятся:

— выручка от продажи продукции, выполнения работ (например, полученная плата за обучение);

— полученные дивиденды;

— банковские проценты;

— взносы учредителей;

— гранты;

— добровольные пожертвования;

— прочие доходы.

При формировании отпускной стоимости на образовательные услуги следует учитывать, что определение размера платы за обучение законодатель представил на усмотрение сторон (ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Для определения размера оплаты образовательные НКО должны произвести расчет всех своих расходов, связанных с обучением. Отсутствие сметы расходов, при досрочном расторжении договора образовательных услуг, не позволит образовательной НКО показать реально понесенные расходы, не подлежащие возмещению (Апелляционное определение Санкт-Петербургского суда от 27.10.2014 № 33-17919/2014).

Можно ли перераспределить (увеличить) расходы в смете с целевого финансирования на «обычную» деятельность

Прямые расходы, такие как материалы, отпущенные на конкретное мероприятие, оплата труда лектора, проводящего обучение конкретной программы, относятся напрямую на конкретную программу.

При предоставлении образовательной организацией платных услуг или реализации товаров административные расходы должны распределяться, в том числе и между предпринимательской деятельностью и целевыми проектами.

Правила распределения административных расходов, именуемых в учете косвенными расходами (например, канцелярские принадлежности, заработная плата управленческого персонала, налоги), прописываются в учетной политике НКО.

Если такая методика отсутствует в учетной политике, налоговые органы могут обоснованно посчитать, что себестоимость образовательных услуг завышена на сумму расходов, относящихся к некоммерческой деятельности.

Обобщенный перечень прямых и косвенных расходов также следует закрепить в учетной политике НКО. Порядок отнесения затрат к прямым и косвенным расходам — общепринятый. Прямые расходы можно отнести непосредственно на оказываемую услугу.

Косвенные расходы могут распределяться пропорционально количеству обучающихся физических лиц либо общему фонду заработной платы либо доходу (средств целевого поступления либо выручки от оказания иных услуг согласно учредительным документам НКО).

Для того чтобы увеличить косвенные расходы, уменьшающие сумму доходов от обычных видов деятельности (например, выручки от оказания платных дополнительных услуг образования, предоставления имущества в аренду), необходимо предварительно сделать несколько вариантов расчетов, исходя из возможных баз распределения расходов.

Рассмотрим на примере, как можно распределить косвенные расходы между источниками финансирования на стадии планирования расходной части сметы.

Допустим, НКО принимает решение распределять косвенные расходы пропорционально доходам от видов деятельности.

Обобщенные показатели по поступлениям средств представлены в табл. 2.

Таблица 2. Смета доходов (в тыс. руб.))

№ п/п

Наименование статей доходов

В том числе по кварталам 2017 г.:

Итого за 2017 г.

1

2

3

4

1

Добровольные пожертвования, субсидии, средства учредителей (счет 86 «Целевое финансирование»)

100

150

331

57

638

2

Выручка от реализации дополнительных услуг, аренда (счет 90 «Продажи»)

450

300

250

350

1 350

3

ИТОГО

550

450

581

407

1 988

4

Доля выручки от реализации в общем объеме полученных доходов (гр. 2/гр. 3) х 100%)

0,82

0,67

0,43

0,86

Обобщенные показатели по расходованию средств представлены в табл. 3.

Таблица 3. Смета расходов (в тыс. руб.)

№ п/п

Наименование статей доходов

В том числе по кварталам 2017 г.:

Итого за 2017 г.

1

2

3

4

1

Услуги связи

50

50

50

50

200

2

Интернет

30

30

30

30

120

3

Аренда

30

30

30

30

120

4

Коммунальные услуги

20

20

15

20

75

5

Налоги

40

40

40

40

160

6

Канцтовары и прочие материалы

60

50

0

0

110

7

Заработная плата административно­управленческого персонала

140

120

120

120

500

8

Отчисления с заработной платы во внебюджетные фонды

30

20

20

20

90

9

ИТОГО

400

350

305

310

1 365

Исходя из коэффициента распределения, косвенные расходы могут быть отнесены в уменьшение доходов, как показано в табл. 4.

Таблица 4. Смета доходов и расходов в части платных услуг по обучению (в тыс. руб.)

№ п/п

Наименование статей доходов/расходов

В том числе по кварталам 2017 г.:

Итого за 2017 г.

1

2

3

4

1

Доходы от оказания платных услуг по обучению

1

Выручка от оказания платных услуг по обучению

450

300

250

350

1 350

Прямые расходы

1

Материалы

50

0

0

10

60

2

Заработная плата

40

40

40

40

160

3

Отчисления с заработной платы во внебюджетные фонды

12

12

12

12

48

4

ИТОГО прямых расходов

102

52

52

62

268

Административно­хозяйственные расходы

1

Услуги связи

41

33,5

21,5

43

139

2

Интернет

24,6

20,1

12,9

25,8

83,4

3

Аренда

24,6

20,4

12,9

25,8

83,4

4

Коммунальные услуги

16,4

13,4

6,45

17,2

53,45

5

Налоги

32,8

26,8

17,2

34,4

111,2

6

Канцтовары и прочие материалы

49,2

33,5

0

0

82,7

7

Заработная плата административно­управленческого персонала

114,8

80,4

51,6

103,2

350

8

Отчисления с заработной платы во внебюджетные фонды

24,6

13,4

8,6

17,2

63,8

9

ИТОГО накладных расходов

328

241,5

131,15

266,6

967,25

10

ВСЕГО расходов

430

293,5

183,15

328,6

1 235,25

11

ПРИБЫЛЬ

20

6,5

66,85

21,4

114,75

Отметим, что база распределения косвенных расходов в образовательном НКО может быть выбрана пропорционально иному показателю, помимо приведенного в примере. Например, таким показателем может быть фонд оплаты труда основного персонала. От выбранной базы распределения зависит сумма косвенных расходов, уменьшающих доходы от определенного вида деятельности. В дальнейшем фактически произведенные общие расходы распределяются между видами деятельности исходя из утвержденных показателей сметы доходов и расходов. Для равномерного распределения данных расходов по видам деятельности можно разработать дополнительные (вспомогательные) таблицы к смете доходов и расходов с разбивкой плановых показателей по доходам и расходам поквартально (помесячно).

Исходя из результатов проведенных расчетов, необходимо выгодный для НКО способ распределения косвенных расходов зафиксировать в учетной политике.

Порядок утверждения сметы доходов и расходов

Согласно п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ к исключительной компетенции высшего органа управления НКО относится решение, в частности, следующих вопросов: определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества.

Финансовый план (смета) утверждается высшим органом управления НКО. Такая организация может согласовывать свои сметы только со спонсорами, жертвователями и грантодателями, а также учредителями (членами, участниками).

В любом случае, государственные органы (в том числе налоговая инспекция), не имеют права вмешиваться в деятельность НКО и вносить изменения в направления расходования средств такой организации, если их использование носит целевой характер и соответствует уставным целям НКО.

Как уже было сказано, смета представляет собой план предстоящих доходов и расходов. Соответственно, смета — не догма, а поддающийся изменению и корректировке инструмент планирования деятельности образовательной НКО.

После начала какой-либо образовательной программы могут возникать новые ситуации, в которых необходимо уточнить запланированные в смете расходы (с целью увеличения или перераспределения расходов).

При необходимости НКО может пересматривать свои сметы, соблюдая необходимые формальности. Важно помнить, что не допускается использование средств одной целевой программы для другой без письменного согласия жертвователя, грантодателя и пр. Исключение составляет случай, когда средства перечислены с формулировкой «на уставные цели организации».