Госзакупки-2017

| статьи | печать

С 1 января 2017 года вступает в силу ряд изменений в Федеральный закон от 05.04.2016 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках). Рассмотрим некоторые из них.

С 1 января 2017 года Закон о закупках будет распространяться на государственные и муниципальные унитарные мероприятия, которые ранее не подпадали под его действие. Соответствующие изменения в ст. 1 Закона о закупках внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ. Для подготовки к применению Закона о закупках ГУПы и МУПы должны до 31 декабря 2016 года создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего, осуществить планирование закупок на период с 1 января 2017 года и зарегистрироваться в единой информационной системе в сфере закупок (п. 40 ст. 112 Закона о закупках).

Обязательному общественному обсуждению будет подлежать большинство госзакупок на сумму свыше 1 млрд руб. Правила проведения обсуждения утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 835.

Обсуждение будет проводиться на специализированном сайте в сети Интернет, а также в форме публичных очных слушаний. Право участвовать в обсуждении будут иметь любые юридические и физические лица. Обсуждение в сети Интернет будет осуществляться в формате направления замечаний и предложений к предлагаемой закупке. Замечания и предложения могут составляться в свободной форме, однако будут проходить предварительную модерацию (например, на отсутствие ненормативной лексики и т. п.).

Обсуждение будет идти в два этапа. Первый этап – на этапе планирования закупок, и предметом обсуждения будет проект закупки, включенный в закупочный план. На втором этапе, проводимом уже непосредственно перед закупкой, будут обсуждаться документация о закупке, требования к поставщикам, начальная (максимальная) цена контракта и другая существенная информация о закупке.

По результатам обязательного общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены.

Введение института общественного обсуждения госзакупок должно поспособствовать среди прочего обеспечению соблюдения законности в сфере госзакупок, надлежащему выполнению государственных целевых программ Российской Федерации, обеспечению прозрачности и противодействию коррупции в сфере закупок.

С 1 января 2017 года вступает в силу прямой запрет на осуществление закупок, не предусмотренных планами-графиками.

Следует отметить, что обязанность осуществления закупок государственными и муниципальными заказчиками в соответствии с планами-графиками была установлена еще в 2014 году в ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Теперь данное требование продублировано в Законе о закупках, что должно исключить случаи закупок, совершенных в обход предварительно одобренного плана-графика (или, по крайней мере, минимизировать их количество).

С 1 января 2017 вступает в силу Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367 «О порядке контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» над предоставлением финансового обеспечения при проведении госзакупок. Возможность и основные принципы такого контроля установлены п. 5 ст. 99 Закона о закупках.

Уполномоченные органы (в частности, органы Казначейства) будут проверять совпадение информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика. Под контроль попадут все стадии закупок, включая планы-графики, извещения, документации и планов-графиков, проекты и реестры контрактов и т. д. В целях осуществления контроля государственные и муниципальные заказчики будут предоставлять контролирующим органам показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг.

Начиная с 1 января 2017 года будет проводиться мониторинг закупок со стороны Министерства экономического развития. Порядок проведения мониторинга установлен Постановлением Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193.

Мониторинг закупок – это комплекс мероприятий, в рамках которых Минэкономразвития будет оценивать, насколько закупки, производимые государственными заказчиками в течение года, обоснованны и достигают ли они целей осуществления закупок. Помимо этого, Минэкономразвития будет также анализировать, насколько эффективно работает законодательство о закупках, и делать вывод об эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд в целом. При этом в соответствии с разъяснениями, представленными Минэкономразвития в Письме от 30.11.2015 № ОГ-Д28-15114, указанный мониторинг служит целям наблюдения и анализа и не является мерой государственного контроля.

В рамках мониторинга контролирующий орган будет изучать информацию о реализации планов закупок (в том числе количество размещенных извещений и реально состоявшихся закупок), ведении реестра контрактов (включая, но не ограничиваясь, об общей стоимости заключенных контрактов, о суммарной стоимости контрактов с единственным поставщиком, количестве расторгнутых контрактов), ведении реестра жалоб, плановых и внеплановых проверках, а также ряд других данных, относящихся к закупочному процессу.

По результатам мониторинга будут подготавливаться ежеквартальный аналитический отчет и ежегодный сводный аналитический отчет. Сводный аналитический отчет будет содержать выводы о планировании и об осуществлении закупок, о результатах контроля, об эффективности обеспечения нужд в отчетном году, а также о предлагаемых мерах по совершенствованию законодательства о закупках. Проект сводного аналитического отчета подлежит согласованию с Министерством финансов и Федеральной антимонопольной службой. Финальная версия сводного аналитического отчета представляется Правительству РФ до 30 апреля, следующего за отчетным годом.

Правительство обновило перечень товаров, при закупках которых заказчики предоставляют преимущества учреждениям уголовно-исполнительной системы. Данный перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 649, который с 01.01.2017 будет действовать в новой редакции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.02.2016 № 63.

Надо отметить, что перечень товаров практически не изменился. В него, как и раньше, входят молоко и молочные продукты, колбасные изделия, несколько видов мебели и бытовых электроприборов и т. д. Обновление носит, скорее, технический характер в связи с введением кодов ОКПД 2.

Как мы видим, изменения направлены в первую очередь на усиление и усовершенствование государственного и общественного контроля над проведением закупок и соответствующим расходованием бюджетных средства, а также на обеспечение надлежащего планирования закупок и оперативного мониторинга эффективности обеспечения государственных нужд. Очевидно, что стратегически данные изменение направлены не только на общее усовершенствования механизма функционирования закупочной машины, но и на обеспечение финансовой прозрачности закупочного процесса. Это должно поспособствовать максимально ответственному подходу должностных лиц к эффективному расходованию денежных средств, экономии бюджета в целом и борьбе с коррупцией в сфере закупок.

Учитывая, что технические аспекты закупочных процедур (подача и рассмотрение заявок, заключение контракта, учет недобросовестных поставщиков и т. д.) на сегодняшний день законодательно проработаны достаточно хорошо, введение вышеуказанных дополнительных мер по планированию, мониторингу и контролю закупок должно обеспечить действительно эффективную систему государственных закупок в России, в том числе обеспеченную надлежащим инструментарием для борьбы с нецелевым использованием бюджетных средств.