Новые исключения из правил…

| статьи | печать

Федеральный закон от 03.07.2016 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» стал одним из самых значимых проектов, одобренных в последнюю сессию Государственной Думы прошлого созыва. Законопроект был разработан Минэкономразвития еще в 2013 году, обсуждение его длилось более двух лет. Новые правила вступают в силу в 2017 году. Несмотря на значительный объем нововведений, они носят достаточно фрагментарный характер и не меняют существо институтов крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Рассмотрим подробнее наиболее значимые изменения.

Уточнено понятие крупной сделки. В действующей редакции корпоративных законов (ст. 46 Закона об ООО, ст. 78 Закона об АО) господствует так называемый балансовый подход к определению крупной сделки. Это означает, что определяющим критерием является соотношение цены сделки и балансовой стоимости имущества общества: если по сделке предусмотрено приобретение или отчуждение имущества, составляющего более 25% от стоимости активов общества, она считается крупной.

Между тем этот подход не соответствует мировой практике. Идея одобрения крупной сделки акционерами заключается в том, что акционеры как собственники бизнеса должны выразить свое согласие на совершение сделки, которая либо приведет к прекращению деятельности общества, либо существенно его изменит. Например, если основным видом деятельности общества является промышленное производство, сделка по продаже завода и земельного участка, на котором он стоит, является крупной, потому что после ее совершения общество выйдет из этого бизнеса. Напротив, договор поставки производимых товаров на очень крупную сумму не отвечает этому критерию, поскольку его исполнение находится в русле обычной деятельности компании.

В действующем российском законодательстве эта задача частично достигается изъятием из сферы одобрения сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности, однако содержание этого понятия в законе не раскрыто, потребовались разъяснения Пленума ВАС РФ (п. 6 Постановления ВАС РФ от 16.05.2014 № 28).

В новой редакции закона эта проблема решена. С 1 января не будет признаваться выходящей за пределы обычной хозяйственной деятельности сделка, которая:

–принята в деятельности общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности;

–не приводит к прекращению деятельности общества или к существенному изменению ее масштабов.

Кроме того, новой редакцией закона предусмотрено расширение круга договорных типов, подлежащих одобрению по правилам о крупных сделках. Теперь они касаются не только сделок по отчуждению имущества, но и сделок, предусматривающих обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии.

Расширен перечень крупных сделок, не требующих одобрения. В случаях, прямо предусмотренных законом, сделка, соответствующая критериям цены и заключения вне процесса обычной хозяйственной деятельности, освобождается от необходимости одобрения. Действующая редакция закона относит к ним, например, сделки обществ с ограниченной ответственностью, имеющих единственного участника, который одновременно является генеральным директором. Закон № 343-ФЗ дополняет этот перечень рядом вполне разумных исключений. Так, без одобрения с 1 января 2017 года могут заключаться сделки:

–на тех же условиях, что и одобренный предварительный договор;

–по приобретению ценных бумаг публичного общества, заключенные на условиях, предусмотренных обязательным предложением;

–по передаче прав на имущество при реорганизации общества;

–относящиеся к публичным договорам (если они заключаются обществом на условиях, которые не отличаются от условий иных договоров).

Новый порядок определения лиц, заинтересованных в совершении сделки. Действующее законодательство использует термин «аффилированные лица» – понятие, содержание которого раскрывается в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот подход неоднократно подвергался критике как в связи с устарелостью соответствующего закона и его направленностью на антимонопольное, а не частноправовое регулирование, так и в связи с формальным и легко обходимым характером предусмотренных в нем оснований аффилированности.

Данный вопрос предполагалось урегулировать в ходе реформы Гражданского кодекса, однако в итоге в него оказалась включена ст. 53² чисто отсылочного характера, согласно которой в случаях, когда закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами аффилированности, таковая определяется в соответствии с законом (то есть в отсутствие альтернатив в соответствии с Законом РСФСР «О конкуренции…»).

В итоге законодатель решил пойти по пути особого определения связанности лиц в отраслевых законах. С 1 января корпоративные законы приобретут собственную терминологию для целей одобрения сделок с заинтересованностью – «контролирующие и подконтрольные лица». В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона об ООО, п. 1 ст. 81 Закона об АО лицо признается контролирующим в отношении подконтрольной организации, если оно имеет право прямо или косвенно распоряжаться по тому или иному основанию (участие в уставном капитале, договор или соглашение и т. п.) более чем 50% голосов в высшем органе управления либо назначать единоличный исполнительный орган или более 50% состава коллегиального органа.

Контролирующие и подконтрольные лица, таким образом, определяются через наличие формальных правомочий по контролю или цепочки таких полномочий. При этом новая редакция закона предусматривает наличие заинтересованности и для лиц, формально не подпадающих под критерии контролирующих, но тем не менее фактически осуществляющих корпоративный контроль: лицо, имеющее право давать обществу обязательные указания, признается заинтересованным в совершении сделки. Здесь воспринята терминология ст. 53¹ ГК РФ, которая предусматривает фидуциарные обязанности фактически контролирующих общество лиц и ответственность за причиненные ему убытки.

В свете вышеизложенного удивительно смотрится ст. 93 Закона об АО, предусматривающая учет акционерным обществом аффилированных лиц и раскрытие информации о них. Несмотря на отказ законодателя от использования аффилированности для целей одобрения сделок с заинтересованностью, применительно к раскрытию информации он продолжает пользоваться терминологией Закона РСФСР «О конкуренции…». Это представляется не вполне логичным, особенно с учетом того, что одной из основных целей ст. 93 является как раз обеспечение учета информации о лицах, которые могут быть заинтересованы в совершении обществом сделок.

Новые исключения из правил об одобрении сделок с заинтересованностью. Так же, как и для крупных сделок, законодатель существенно расширил перечень не требующих одобрения сделок с заинтересованностью. С 1 января 2017 года правила о заинтересованности не будут применяться к сделкам:

–которые совершаются в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, если обществом неоднократно в течение длительного периода времени на схожих условиях совершаются аналогичные сделки, в которых нет заинтересованности;

–заключенным на тех же условиях, что и предварительный договор, если такой договор был одобрен в качестве сделки, в которой есть заинтересованность;

–заключаемым на открытых торгах или по результатам открытых торгов, если условия таких торгов предварительно утверждены советом директоров общества;

–предметом которых является имущество, цена или балансовая стоимость которого составляет не более 0,1% балансовой стоимости активов общества.

Данные исключения вполне логичны и очевидны. Введение этих поправок в действие освободит общества от необходимости одобрять сделки, которые либо уже фактически одобрены (как предварительный договор или условия торгов), либо заведомо не могут причинить значительного ущерба обществу.

Новый порядок одобрения сделок. Закон № 343-ФЗ делает процедуру одобрения более гибкой, во многом закрепляя сложившуюся практику. Отметим ключевые изменения в этой области:

–признано допустимым последующее одобрение сделки с заинтересованностью;

–решение об одобрении сделки может включать минимальные и максимальные параметры сделки (например, вилку цены) или порядок их определения;

–одним решением допустимо одобрить ряд аналогичных сделок;

–решением допустимо предусмотреть альтернативные варианты условий сделки;

– одобрение может быть дано под условием совершения нескольких сделок одновременно.

Кроме того, введена восполняющая норма о сроке действия одобрения: если иное не указано в решении, оно считается действующим в течение одного года с момента его принятия.

Усложнен порядок оспаривания сделок. В настоящий момент право на иск об оспаривании крупной сделки или сделки с заинтересованностью принадлежит любому участнику общества. С нового года для допуска к этому иску будет установлен ценз в размере 1% голосующих долей в уставном капитале или акций общества.

Перевернуты положения о допустимости отказа от одобрения сделок в уставе. Сейчас корпоративные законы допускают наличие в уставе общества положения о том, что крупные сделки не требуют одобрения; сделки с заинтересованностью же одобряются всегда. С 1 января ситуация станет другой: Закон № 343-ФЗ допускает отказ от одобрения сделок с заинтересованностью, но не крупных сделок. Логика этого решения не вполне очевидна. Видимо, ее следует искать в признании природы крупной сделки как операции, прекращающей или существенно изменяющей бизнес общества, что невозможно без согласия акционеров.