Потребительский пессимизм россиян немного снизился

| статьи | печать

Глобальный индекс потребительского доверия Nielsen в III квартале 2016 г. вырос на 1 п. по отношению к предыдущему кварталу и установился на уровне 99. На 1 п. стал больше этот показатель и в России — 67. Вместе с тем потребительское доверие значительно разнится внутри регионов, что отражает неравную экономическую ситуацию в мире. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона индекс потребительского доверия варьируется от 133 до 46, схожая ситуация в Европе (от 107 до 50), Латинской Америке (от 104 до 57) и в регионе Африки и Ближнего Востока (от 108 до 70). В Северной Америке уровень потребительского доверия стабильно высок: в США — 106, в Канаде — 97.

Индекс потребительского доверия Nielsen складывается из трех индикаторов: восприятия потребителями перспектив на рынке труда, оценки собственного финансового положения и степени готовности тратить деньги. Значение индекса выше 100 п. позволяет отнести потребителей страны к группе оптимистически настроенных, значение ниже 100 п. свидетельствует о преобладании пессимистически настроенных. Оптимизм или пессимизм потребителей напрямую влияет на их желание и готовность тратить деньги.

Последнее исследование показало, что в целом индекс сохранил или укрепил свои позиции на большинстве рынков Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Европы. В это же время снижение уровня потребительского доверия отмечается на четырех из шести рынков региона Африки и Ближнего Востока и в одной из двух стран Северной Америки. На региональном уровне в III квартале 2016 г. индекс потребительского доверия вырос в Азиатско-Тихоокеанском регионе до 109 (+2 п. ко II кварталу 2016 г.); Латинская Америка впервые за 2016 г. продемонстрировала рост индекса (+5 п., до 83); в Европе уверенность потребителей возросла на 2 п. по отношению к предыдущему кварталу, что вернуло регион на уровень III квартала прошлого года — 81 п.

В пяти из десяти сильнейших экономик индекс потребительского доверия превысил уровень в 100 п.: в Великобритании — 106, в Германии — 100, в Индии — 133, в США — 106, в Китае — 106. Другие пять рынков продемонстрировали потребительское доверие уровнем ниже 100: Канада — 97, Бразилия — 84, Япония — 71, Франция — 69, Италия — 57.

В России индекс Nielsen в III квартале продолжил заданную II кварталом положительную динамику, поднявшись на 1 п., до 67. В I квартале 2016 г. индекс опускался на самое низкое за 11 лет измерений значение в 63 п., после чего набрал 3 п. во II квартале. 84% российских потребителей считают, что экономика страны в кризисе (на 1 п. меньше, чем в II квартале 2016 г.). Несколько ослаб режим экономии: в III квартале 73% заявили, что сократили расходы по сравнению с годом ранее, в то время как в II квартале таковых было 76%.

Вопрос здоровья впервые за два года вошел в топ-3 главных беспокойств россиян. Главными источниками обеспокоенности российских потребителей продолжают быть состояние экономики страны и сохранность рабочих мест.