Гонконг станет ближе

| статьи | печать

Сегодня Россия и Гонконг выходят на уровень стратегического партнерства. По данным ЦБ РФ, за 2010–2014 годы прямые инвестиции из Гонконга выросли с 25 млн до 164 млн долл. В январе, после более чем двух лет переговоров, наши страны заключили межправительственное соглашение об избежании двойного налогообложения, которое помогает инвесторам лучше оценить потенциальные налоговые обязательства, возникающие при ведении международного бизнеса.

Договоренности приняты

Гонконг является специальным административным районом КНР. Вместе с тем при воссоединении с КНР в 1997 году Гонконг сохранил собственную правовую систему (основанную на общем праве), право заключения международных соглашений и участия в международных организациях. В частности, Гонконг самостоятельно определяет условия налогообложения и заключает международные налоговые соглашения. Налоговые соглашения, заключенные Китаем, не распространяются на территорию Гонконга.

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики (далее – Стороны) об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокол к нему (далее – Соглашение) были подготовлены во исполнение поручения Президента РФ от 30.08.2014 № Пр-2088 и подписаны в Гонконге 18 января 2016 года.

В целях повышения эффективности привлечения финансирования на азиатских финансовых рынках был принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему». В Гонконге Соглашение было ратифицировано Законодательным советом 29 июля. После завершения процедуры ратификации Соглашение вступит в силу и будет применяться с нового налогового года, который в России начинается с 1 января, а в Гонконге с 1 апреля 2017 года.

Соглашение базируется на Типовом соглашении между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 № 84 (в ред. от 26.04.2014). Наряду с этим Стороны руководствовались типовыми моделями, рекомендованными ОЭСР и ООН.

Целью Соглашения и Протокола к нему является обеспечение условий, при которых организации и граждане каждой из Сторон не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода. Решение этого вопроса способствует обоюдному привлечению инвестиций и обеспечивает условия для устранения двойного налогообложения юридических и физических лиц.

Ввиду отсутствия в Гонконге налога на имущество Соглашение распространяется только на налоги на доходы (включая доходы от отчуждения имущества) лиц, имеющих местожительство, постоянное местопребывание, место управления, место регистрации в России или в Гонконге, хотя среди гонконгских налогов поименован налог на имущество, который на самом деле взимается не с имущества как такового, а с доходов от его использования.

Основные моменты

Соглашение предусматривает, что налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности лица одной Стороны производится в другой Стороне, если оно осуществляет деятельность через расположенное в ней постоянное представительство. При этом прибыль этого предприятия может облагаться налогом в этой Стороне только в той части, которая относится к данному постоянному представительству.

Кроме того, термин «постоянное представительство» включает стройплощадку, строительный, сборочный или монтажный объект или надзорную деятельность, связанную с ними, если указанная площадка, объект или деятельность существуют более 12 месяцев, а в отношении оказания услуг – если такие услуги оказываются в течение периода или периодов времени, превышающих 183 дня в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде.

Доходы от недвижимого имущества могут облагаться налогами на территории той Стороны, где оно фактически расположено. В свою очередь, прибыль предприятий от эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках может облагаться налогами только в государстве, резидентом которого является предприятие. Например, это означает, что прибыль гонконгских предприятий от морских перевозок между Гонконгом и Россией не будет облагаться налогами в РФ. Данная прибыль будет облагаться только налогом на прибыль в Гонконге. Доход авиакомпаний от оказания услуг по воздушным перевозкам будет облагаться налогами только в том государстве, резидентом которого является авиапредприятие. Следовательно, доход российских авиакомпаний от выполнения рейсов в Гонконг не будет облагаться налогами в Гонконге, а доход гонконгских авиакомпаний от выполнения рейсов в Россию не будет облагаться российскими налогами.

Ставка налога у источника на дивиденды, в соответствии с налоговым соглашением, не может превышать 5%, если бенефициарным владельцем дивидендов является компания, которой принадлежит не менее 15% капитала в компании, распределяющей дивиденды. В остальных случаях ставка налога у источника дохода на дивиденды не может превышать 10%. Минимальная ставка налога на дивиденды будет применяться, если доля бенефициарного владельца дивидендов в капитале распределяющей дивиденды компании достигает 15%.

В соответствии с Соглашением налог у источника дохода на роялти не может превышать 3% (максимальная ставка налога на роялти в большинстве налоговых соглашений составляет от 6 до 10%). Вместе с тем дивиденды освобождаются от налогообложения в той Стороне, в которой они возникают, если они выплачиваются:

– применительно к Гонконгу: Правительству Гонконга, Валютному Управлению Гонконга, Валютному Фонду, а также любому образованию, которое полностью или в основном принадлежит Правительству Гонконга и в отношении которого имеется договоренность между компетентными органами двух договаривающихся Сторон;

– применительно к России: Правительству, Центробанку, а также любому образованию, которое полностью или в основном принадлежит Правительству РФ и в отношении которого имеется договоренность между компетентными органами Сторон.

Исключительное право взимать налоги с дохода в виде процентов предоставляется Стороне, резидентом которой является их получатель. Таким образом, проценты, выплачиваемые российскими заемщиками гонконгским банкам, освобождаются от налогообложения в России.

Доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одной Стороне и выплачиваемые резиденту другой Стороны, могут облагаться налогом в этой другой Стороне. Однако такие доходы могут также облагаться налогом в той Стороне, в которой они возникают, но если их фактический получатель является резидентом другой Стороны, то взимаемый налог не должен превышать 3% общей суммы доходов от авторских прав и лицензий. Низкая ставка налога в данном случае способствует привлечению в Россию передовых азиатских технологий.

Для использования льгот, предусмотренных налоговым соглашением, необходимо подтверждение налогового резидентства. Сертификат налогового резидента не требует консульской легализации или апостилирования, включая использование его в судах и госорганах. Необходимо отметить, что с 1 февраля 2015 года форма заявления для подтверждения статуса налогового резидента в Гонконге изменилась: теперь вместе с заявлением компании нужно приложить подробную информацию, доказывающую ведение существенной деятельности в Гонконге. Департамент внутренних доходов САР Гонконг откажет в выдаче сертификата, если компания не соответствует критерию существенной деятельности.

Соглашение предусматривает режим налогообложения доходов физлиц, аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в течение 12-месячного периода. Исключение сделано для членов экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, госслужащих, пенсионеров и студентов.

Соглашение регулирует вопросы обмена информацией между компетентными органами двух стран. В частности, Соглашение содержит положения, не позволяющие отказать в предоставлении запрошенной информации только на основании отсутствия заинтересованности в ней у запрашиваемой Стороны для собственных налоговых целей, а также на основании того, что такой информацией располагают банки и иные кредитные организации, номинальные держатели, агенты, доверительные управляющие или если такая информация касается имущественных интересов применительно к каким-либо лицам. Обмен налоговой информацией распространяется на подоходные налоги, НДС, налоги на имущество организаций и физических лиц, уплачиваемые в России.

Получение российскими налоговыми органами возможности запрашивать интересующую информацию от гонконгских партнеров может привести к выявлению дополнительных источников налоговых поступлений в соответствующие бюджеты.

В соответствии с Соглашением Стороны не ограничены в применении национального законодательства и мер по противодействию уклонению от налогообложения.

Ряд профильных российских и гонконгских компаний, работающих в сфере финансов и налогового консультирования, прогнозируют существенный рост инвестиционной активности между двумя странами в связи с подписанием Соглашения. Первые итоги в том числе применительно к увеличению числа регистраций российскими инвесторами в Гонконге так называемых фирм специального назначения (SPV) можно будет подвести уже в 2017 году.