1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 105

Коротко о важном («ЭЖ Вопрос-ответ», № 8, 2016)

Трудовые поправки для микропредприятий

Трудовой кодекс РФ дополнен главой 48.1 «Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям». Установлено, что работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, положения о премировании, графика сменности и других). При этом соответствующие положения, регулируемые локальными актами, должны быть включены в трудовые договоры с работниками.

(Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям», вступает в силу с 1 января 2017 г.)

Новая жизнь страховых взносов

В первую и вторую части НК РФ внесены поправки, связанные с передачей полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование налоговым органам.

В частности, часть первая дополнена главой 2.1 «Страховые взносы в Российской Федерации», определяющей общие условия установления страховых взносов. В часть вторую НК РФ введена новая глава 34 «Страховые взносы». Ее положения за некоторым исключением повторяют нормы Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В связи с введением нового порядка администрирования страховых взносов понадобилось внесение поправок и в другие законодательные акты РФ. Так, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», сведения о трудовом стаже нужно будет сдавать в органы ПФР по месту регистрации один раз в год не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом. Сейчас они сдаются ежеквартально в составе формы РСВ-1.

Срок сдачи в ПФР сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (СНИЛС, ФИО, ИНН) перенесен с 10-го на 15-е число месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем.

В настоящее время за непредставление или неполное представление сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета, в том числе и сведений о трудовом стаже, налагается штраф в размере 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода. А за непредставление сведений о застрахованных лицах — 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. С 1 января 2017 г. размер штрафа за непредставление сведений о трудовом стаже и сведений о застрахованных лицах будет единым — 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Вводится штраф в размере 1000 руб. за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов.

Поскольку контроль за уплатой страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний остается в ведении ФСС России, а Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ с 1 января 2017 г. утрачивает силу, его положения в части предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, взыскания недоимки, начисления пеней, зачета и возврата сумм страховых взносов, проведения проверок, ответственности перенесены в Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Установлено, что контроль за правильностью исчисления и перечисления страховых взносов, подлежащих уплате за периоды, истекшие до 1 января 2017 г., осуществляется соответствующими органами ПФР, ФСС России. Уточненные расчеты по страховым взносам за отчетные периоды до 1 января 2017 г. нужно представлять в ПФР и ФСС России в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

(Федеральные законы от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование“», вступают в силу с 1 января 2017 г.)

Консолидированная отчетность

Внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» и ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В частности, установлен срок для представления промежуточной консолидированной финансовой отчетности — не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность.

Уточнены требования к раскрытию консолидированной финансовой отчетности.

(Федеральный закон от 03.07.2016 № 262-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О консолидированной финансовой отчетности“ и статью 5 Федерального закона „Об аудиторской деятельности“», вступил в силу 15 июля 2016 г.)

Внесены изменения в закон о ККТ

Поправки, внесенные в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», предусматривают переход на применение кассовой техники, передающей информацию о расчетах в налоговые органы в электронном виде. С 1 февраля 2017 г. прекратится регистрация кассовых аппаратов, которые не отвечают новым требованиям. До 1 июля 2017 г. компаниям и предпринимателям нужно зарегистрировать новую или модернизированную ККТ. А с 1 июля 2018 г. отменяются действующие для ЕНВД и патентной системы льготы в отношении применения кассовой техники.

(Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

О независимой оценке квалификации

Установлены правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определены правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.

Под независимой оценкой квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, понимается процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификации.

Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки. Экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

Кроме того, в Трудовом кодексе РФ закреплены гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на прохождение независимой оценки квалификации. Установлено, что оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.

(Федеральные законы от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», № 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О независимой оценке квалификации“», вступают в силу с 1 января 2017 г.)

Ответственность за нарушение трудового законодательства

Увеличен размер компенсации, выплачиваемой работодателем при нарушении установленного срока выплаты зарплаты. Теперь он составляет не менее одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки.

Кроме того, данным законом ст. 5.27 КоАП РФ дополнена положением, устанавливающим ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

(Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда», вступает в силу с 3 октября 2016 г.)

Проверки КГН и налоговый мониторинг

Внесены поправки в часть первую НК РФ.

Так, внесены изменения в ст. 89.1 НК РФ, регламентирующую порядок проведения выездной проверки консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). Данная норма дополнена п. 4.1, согласно которому налоговики не могут проверять правильность определения полученных доходов и осуществленных расходов участником КГН за период, за который в отношении него проводится (или был проведен) налоговый мониторинг. Правда, из этого правила есть исключения. Так, проверка возможна в следующих случаях:

— ее осуществляет вышестоящий налоговый орган в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

— налоговый мониторинг досрочно прекращен;

— участник КГН не выполнил мотивированное мнение налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налога на прибыль, которое было ему направлено;

— ответственный участник КГН представил уточненную декларацию по налогу на прибыль по КГН за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией в связи с уменьшением доходов (увеличением расходов) участником КГН, в отношении которого проводился налоговый мониторинг.

Согласно изменениям, внесенным в п. 1 ст. 105.26 НК РФ, налоговый мониторинг будет проводиться и в отношении правильности исчисления и полноты уплаты страховых взносов. Кроме того, в этой норме Кодекса появился порядок проведения налогового мониторинга КГН. Так, предметом налогового мониторинга в отношении участника КГН является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей налогообложения прибыли по КГН. При этом в отношении ответственного участника КГН не проверяется правильность определения другими участниками КГН полученных доходов и осуществленных расходов для целей налогообложения прибыли по КГН.

Откорректировано одно из условий, при соблюдении которых организация может претендовать на налоговый мониторинг. Сейчас в подп. 1 п. 3 ст. 105.26 НК РФ сказано, что совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате в бюджет за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, должна составлять не менее 300 млн руб. Эта норма дополнена следующими положениями.

При определении совокупной суммы налогов учитываются только те налоги, обязанность по уплате которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента. Для организации, являющейся участником КГН (в том числе ответственным участником), в совокупную сумму налогов включается сумма налога на прибыль. Она определяется на основе полученных организацией доходов и осуществленных расходов, учитываемых при формировании консолидированной налоговой базы.

Появилось еще одно основание для отказа в проведении налогового мониторинга. Так, налоговики не возьмутся за мониторинг, если система внутреннего контроля, применяемая в организации, не будет соответствовать установленным требованиям к организации внутреннего контроля (подп. 4 п. 5 ст. 105.27 НК РФ).

(Федеральный закон от 03.07.2016 № 240-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», вступает в силу с 3 августа 2016 г.)

Новая редакция Классификации основных средств

Внесены изменения в постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Действующая редакция Классификации основных средств использует коды ОКОФ по Классификатору основных фондов ОК 013-94, который был утвержден постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359. С 1 января 2017 г. вводится в действие новый Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008) (приказ Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст). В связи с этим Классификация основных средств изложена в новой редакции с учетом новых кодов ОКОФ.

Отметим, что состав позиций по новому и старому классификаторам ОКОФ не совпадает. Соответствия между старыми и новыми кодами ОКОФ приведены в приказе Росстандарта от 21.04.2016 № 458 «Об утверждении прямого и обратного переходных ключей между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов».

Из постановления Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 убрано упоминание о том, что Классификация основных средств может использоваться для целей бухгалтерского учета.

(Постановление Правительства РФ от 07.07.2016 № 640 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1», вступает в силу с 1 января 2017 г.)