1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 54

Падение книжного рынка приостановилось

Пессимистичные прогнозы экспертов, предрекавших непрерывное падение книжной индустрии, не оправдались. Наблюдаемое на протяжении последних лет снижение объемов книжного рынка во 2-м полугодии 2015 г. остановилось. По мнению Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечати), положительный тренд обусловлен адаптацией российских издателей и книгораспространителей, а также читателей к новым экономическим реалиям, ростом популярности книг и чтения в стране, первыми результатами действия вступивших в силу с 1 мая 2015 г. поправок к «антипиратскому закону».

Как говорится в новом отраслевом докладе Роспечати, в течение 2015 г. большинство экспертов считало, что девальвация рубля приведет к более внушительному росту издательских цен и, соответственно, обвалу продаж в натуральном выражении. Но эти прогнозы не оправдались. «Полевые» исследования показывают, что поставщики удержали цены в разумном диапазоне, что позволило зафиксировать падение экземплярных продаж. «Большую роль в поддержке отрасли, безусловно, сыграл объявленный в 2015 г. в соответствии с Указом Президента РФ Год литературы, благодаря которому проблемы поддержки книгоиздания, книгораспространения, чтения впервые за много лет вышли на уровень государственной политики», — отметили в печатном ведомстве.

Согласно данным Российской книжной палаты, в 2015 г. российские издательства выпустили 112 647 названий книг и брошюр. В сравнении с 2014 г. число выпущенных названий увеличилось на 0,5%. Совокупный тираж отпечатанных изданий составил 459,4 млн экз., что на 5,4% меньше, чем в 2014 г. В сравнении с предкризисным 2008 г., который традиционно в докладах последних лет Роспечать берет за точку отсчета, количество выпущенных наименований в стране за это время снизилось на 8,7%, а их совокупный тираж сократился почти на 40%.

Интерес к художественной литературе и справочникам падает

За 2008—2015 гг. по числу выпущенных названий в общем издательском репертуаре страны выросли доли научных (на 6,7 п.п.) и учебных (на 2,4 п.п.) изданий, детской литературы (на 0,4 п.п.). Доля изданий художественной литературы сократилась на 1,8 п.п., а справочной литературы — на 1,6 п.п. По тиражным показателям отмечается увеличение доли учебной (на 13,6 п.п.), научной (на 1,0 п.п.) и детской литературы (на 2,2 п.п.). Доли литературно- художественных и справочных изданий, напротив, снизились на 7,2 и 2,3 п.п. соответственно. При этом нельзя не отметить один факт: за последний год доля художественной литературы в общем выпуске книжной продукции пусть незначительно, но увеличилась, как по числу выпущенных названий (на 1,2 п.п.), так и по тиражу (на 0,5 п.п.).

Проведенный печатным ведомством анализ показал, что на фоне банкротства отдельных книготорговых сетей и закрытия целого ряда магазинов предприятия, устоявшие на ногах в кризисные годы, были вынуждены оперативно приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Ряд магазинов выбрали стратегию сокращения площадей, отведенных под книжную продукцию, и, соответственно, снижения числа книг, представленных в торговых залах, за счет увеличения ассортимента некнижных товаров. Если до начала кризиса соотношение выручки от книжной и некнижной продукции составляло в центральных независимых книготорговых предприятиях и федеральных книготорговых сетях примерно 83/17, а в региональных сетях — 82/18, то сегодня эти соотношения выглядят соответственно 70/30 и 67/33.

По данным объединенной розничной сети (ОРС) «Новый книжный — Буквоед», в 2015 г. средний чек в книжных магазинах увеличился на 10—15%, примерно до 500 руб. в Москве и 300 руб. в других регионах страны. Данные анкетного опроса книготорговых компаний, проведенного Роспечатью в январе 2016 г., тоже свидетельствуют о том, что в последние годы стоимость среднего чека в столичных книготорговых предприятиях неуклонно росла. Так, если в 2008 г. стоимость среднего чека в книготорговых предприятиях Москвы и Санкт-Петербурга была 313 руб., то в 2015 г. она увеличилась до 558 руб. Непрерывный рост стоимости среднего чека в последние годы также демонстрировали и региональные книготорговые предприятия. Однако в 2015 г. его стоимость в сравнении с 2014 г. снизилась и составила 273 руб. При этом число позиций в чеке книготорговых предприятий Москвы и Санкт-Петербурга в сравнении с 2008 г. несколько снизилось, а в регионах, наоборот, немного возросло.

Спрос на электронные книги вырос на треть

Еще одна устойчива тенденция — роста спроса на электронные книги. По данным исследования целевых групп потребителей товаров, услуг и средств массовой информации «Российский индекс целевых групп», проводимого компанией Ipsos Comcon, число читателей, предпочитающих электронную книгу бумажной, с IV квартала 2014 г. по VI квартал 2015 г. выросло на 32,7% и составило около 10 млн человек. По данным компании «ЛитРес», в России объем В2С-сегмента рынка электронных книг в России в 2015 г. составил 1700 млн руб. (плюс 79% к 2014 г.). Аналогичные темпы роста прогнозируются «ЛитРес» и на 2016 г., по итогам которого объем В2С-сегмента рынка электронных книг в России может достичь объема в 2550 млн руб. Согласно прогнозам журнала «Книжная индустрия» объем рынка электронных книг в России в 2016 г. составит 3,1 млрд руб. что составит 4,4% к обороту книжной отрасли по печатной книге.

Заметным продуктом на рынке литературного цифрового контента являются также аудиокниги. По данным исследования журнала «Книжная индустрия», в 2015 г. легальный рынок аудиокниг продемонстрировал быстрые темпы роста (+127% к уровню 2014 г.). Однако абсолютные суммы оборота рынка аудиокниг в России пока не превышают 250 млн руб., то есть 15—17% от общего объема продаж цифрового литературного контента.

В целом издательская система страны, несмотря на кризисные явления, нехватку оборотных средств, в 2015 г. проявила устойчивость: общее число издательств, зарегистрированных в стране, а также издательств, ведущих активную деятельность, не уменьшилось, а даже незначительно выросло. По итогам 2015 г. объем книжного рынка России в сегменте B2C, несмотря на общее снижение уровня потребления в стране, продемонстрировал положительную динамику, которая была обеспечена за счет прироста оборотов в канале классических книжных и интернет-магазинов. Тем не менее отраслевые чиновники считают, что в стране по-прежнему остро стоят вопросы поддержки отечественного книгоиздания, обеспечения доступности книг для населения, формирования национальных электронных библиотечных ресурсов, развития литературного творчества, популяризации чтения как образа жизни среди детей и молодежи.

К сведению

Россияне уделяют чтению книг в среднем десять минут в день

По данным исследовательской компании «TNS Россия», общее медиапотребление российских граждан в возрасте старше 16 лет в 2015 г. составляло 8 часов 36 минут в сутки и выросло за три года на 30 мин., то есть на 6,2%. Из них чтению книг в общем объеме медиапотребления отводится 1,7% (10,1 мин. в сутки), чтению газет — 1,2% (7,2 мин. в сутки), а чтению журналов и того меньше — 0,8% (4,9 мин. в сутки). Сопоставление этих данных с результатами аналогичного исследования 2012 г. показывает, что за последние годы доля времени, отводимого среднестатистическим гражданином России на чтение всех видов печатных изданий, в общем объеме медиапотребления снизилась на 1,1 п.п., в т. ч. книг — на 0,1 п.п., газет — на 0,6 п.п. и журналов — на 0,4 п.п. При этом в структуре медиапотребления также сократились доли радио (на 4,8 п.п.) и особенно телевидения (на 6,2 п.п.), а доля интернета заметно выросла — на 13,1 п.п.

Показатели, представленные «TNS Россия», в целом согласуются с данными исследования компании Deloitte & Touche CIS, опубликованными в январе 2016 г., согласно которым рост общего объема медиапотребления россиян за период с 2012 г. по 2015 г. составил около 8%. Максимальный рост медиапотребления за 2012—2015 гг. был отмечен в Москве (+14%).

Наибольший рост показали пользование интернетом (+61%), потребление электронных книг (+31%) и видеоигр (+10%). Кроме того, респонденты стали чаще ходить в кино (+7%), а также в театр или на концерты (+3%). Потребление большинства офлайновых медиа упало. Сильнее всего тенденция сказалась на печатных СМИ, потребление которых уменьшилось на 17%. Печатные книги стали читать на 9% меньше, слушать радио — на 7% меньше. Доля телевидения в общем объеме медиапотребления сократилась на 5%. И хотя в динамике различных сегментов медиапотребления данные исследований Deloitte&Touche CIS и «TNS Россия» не совпадают, они, тем не менее, демонстрируют общие тенденции.

Общая картина обращения к тому или иному медиа россиянами, по данным исследовательской компании Deloitte & Touche CIS, выглядит следующим образом. Количество опрошенных, обращающихся к чтению печатных и электронных книг (включая бесплатно скачиваемые электронные книги), одинаково — по 44%, что достаточно много. При этом чтение бумажных книг занимает в структуре ежесуточного медиапотебления россиян не более 2%, или около десяти минут в день.