Претензионный порядок при перевозке грузов железнодорожным транспортом могут изменить

| статьи | печать

Минтранс России предложил утвердить в новой редакции правила предъявления и рассмотрения претензий при перевозке грузов, порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, железнодорожным транспортом.

Соответствующий проект опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов под ID 04/15/05-16/00049213 (дата создания проекта — 26.05.2016). Одновременно предлагается признать утратившим силу действующий приказ Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 № 42 «Об утверждении Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом» (далее — приказ № 42).

В целом порядок предъявления и рассмотрений претензий по поводу железнодорожных перевозок грузов останется аналогичным действующему. Минтранс России предлагает уточнить лишь некоторые его положения. Такие поправки необходимы в связи с тем, что с апреля 2015 г. действует новая редакция Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», в которой помимо прочего был уточнен порядок предъявления и рассмотрения претензий при перевозке грузов, а также установлен претензионный порядок для перевозок порожних грузовых вагонов. То есть если сейчас правила предъявления и рассмотрения претензий, утвержденные приказом № 42, касаются только перевозки грузов, то в новой редакции предлагается распространить их действие еще и на порожние грузовые вагоны, не принадлежащие перевозчику.

Одно из уточнений касается перечня подразделений перевозчика, в которые можно подать претензию. Так, сейчас установлено, что перевозчик обязан довести информацию об этих подразделениях до сведения грузополучателей и других лиц. В новой редакции предлагается указать, что это можно будет сделать путем размещения данной информации на официальном сайте перевозчика.

Изменения могут затронуть и перевозки грузов, оформленные с использованием документов в электронном виде. Минтранс России предложил изменить содержание претензий по поводу таких перевозок. В частности, если к претензии прилагается квитанция о приеме груза, порожнего контейнера, а в подтверждение приема груза к перевозке грузоотправителю была выдана квитанция о приеме груза в электронном виде, то достаточно будет представить документ, подтверждающий номер отправки. Указывать код электронного сообщения, подтверждающий прием (с нулевым кодом приема), регистрационный номер и дату приема электронного сообщения, как это предусмотрено сейчас, не придется. А в случае выдачи грузополучателю (получателю) накладной в электронном виде нужно будет указать только номер отправки. На данный момент в этом случае нужно предоставлять гораздо больше сведений: документ, подтверждающий номер отправки, код электронного сообщения, подтверждающего прием (с нулевым кодом приема), сведения о выдаче груза, электронное сообщение о раскредитовании электронной накладной, регистрационный номер и дату приема электронного сообщения. Правда, отдельно предлагается установить, что при оформлении перевозки груза, порожнего вагона, контейнера с использованием накладной в электронном виде к претензии необходимо будет приложить бумажную копию акта общей формы, составленного перевозчиком (при его составлении в электронном виде).

В случае возврата платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования вне перевозочного процесса (если перевозчик является владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования) к претензии необходимо будет приложить акты общей формы, составленные на задержку вагонов, на предоставление железнодорожных путей общего пользования вне перевозочного процесса, накопительную ведомость, ведомость подачи и уборки вагонов, документы, подтверждающие факт оплаты сбора, а также акт общей формы, составленный в случае отказа одной из сторон подписать акт общей формы, накопительную ведомость, ведомость подачи и уборки вагонов.

Кроме того, вместе с претензией не придется предоставлять документ, подтверждающий право собственности или аренды. Например, в случае возврата платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими иным юридическим или физическим лицам, сборов за подачу и уборку вагонов и за маневровую работу или в случае возврата платы за пользование принадлежащими иным лицам контейнерами, размещенными на контейнерных площадках необщего пользования.

Отдельно в проекте отмечено, что если согласно УЖТ РФ или Правилам для предъявления претензий требуются документы, предоставление которых заявителю претензии не предусмотрено правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, то претензию можно подать перевозчику без предоставления этих документов. В этом случае перевозчик рассмотрит претензию на основании изложенных в ней доводов.

Еще одно уточнение касается даты предъявления претензии. Такой датой в проекте считается дата получения претензии почтовым отделением связи получателя (перевозчика). Если претензия представлена непосредственно перевозчику, то датой ее предъявления считается дата регистрации заявления у перевозчика, проставляемая на заявлении.

В случае удовлетворения претензии перевозчик будет обязан сообщить о планируемых сроках перечисления признанной суммы.