Российская полиграфия меняется под влиянием системного кризиса

| статьи | печать

Сфера издательской полиграфии — производство газет, журналов и книг — переживает системный кризис из-за снижения читательского спроса, развития процессов замещения печатной продукции электронными средствами коммуникации и, как следствие, постоянного падения тиражности печатных изданий. Эксперты считают, что в будущем как в России, так и во всем мире количество газетно-журнальных типографий сократится, но эффективность их деятельности возрастет. Эти полиграфические центры значительно расширят ассортимент печатной продукции и увеличат количество обрабатываемых заказов.

В годовом отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям сказано: «В последние годы из-за недостатка внимания к проблемам и чаяниям бумажных носителей информации со стороны государства, завышенного восхваления „непревзойденных“ возможностей альтернативных (цифровых) источников информации создалось мнение об отсутствии в обозримом будущем перспектив развития печатной прессы. Как бы то ни было, последовательный спад производства газетно-журнальной и книжной продукции в России уже стал реальностью». По данным ведомства, если в 1990 г. в структуре отечественной полиграфической промышленности выпуск газет (в натуральных показателях) составлял 40%, журналов — 17%, а книг — 20%, то по итогам 2015 г. эти показатели составили 27, 11 и 9% соответственно. Разумеется, это специфика не только нашей страны. В мировой практике полиграфического производства сегодня удельный вес выпускаемой издательской печатной продукции составляет менее одной трети, и этот показатель продолжает снижаться.

Интернет забирает читателей у «ежедневки»

Чтобы поддержать падающий рынок, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям постоянно реализует меры государственной поддержки социально значимых проектов в СМИ. Помощь региональным изданиям с прошлого 2014 г. в 2015 г. выросла в 2,3 раза. Суммарный размер субсидий исчисляется сотнями миллионов рублей. Более 750 российских изданий включены в предварительный список социально значимых средств массовой информации, которые в перспективе должны иметь преимущества при получении государственных льгот.

По мнению чиновников, основной проблемой является тенденция выдавливания печатных версий СМИ и книг из многих традиционных ниш общественного потребления. Данные регулярного исследования «РосИндекс» компании Senavate Comcon показывают изменение структуры медиапользования в России. В 2014 и 2015 гг. недельная аудитория ТВ-вещания практически не изменилась и составила 92%. А вот аудитория интернета продолжала свой рост (с 63% пользующихся интернетом в 2014 г. до 71% в 2015 г.). Кроме того, выросла аудитория радиослушателей (с 61% до 63%). Одновременно сохранялся долгосрочный тренд падения аудитории прессы. То есть население стало использовать более широкий круг информационных источников; при этом число людей, получающих информацию только из интернета, растет, а вот количество людей, читающих исключительно прессу, сокращается (с 8% в 2014 г. до 7% в 2015 г.).

Аудитория интернета растет, однако печатные СМИ, за исключением ежедневных газет, онлайн-издания не вытеснят, уверены эксперты. Более 70% россиян предпочитают читать газеты и журналы в печатном виде. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Согласно результатам исследования из 77% россиян, просматривающих с той или иной периодичностью печатные СМИ, 12% респондентов читают бумажные версии газет и журналов ежедневно, 31% — два-три раза в неделю, 26% — пару раз в месяц, 8% — хотя бы несколько раз в год.

По прогнозу Минкомсвязи России, сделанному в начале года, можно было ожидать сокращения количества наименований печатных СМИ до 40%. Однако, по данным Российской книжной палаты, вместо ожидаемого дальнейшего уменьшения количества названий произошел даже их прирост, хотя и чисто символический — на 0,4%.

По данным Росстата, общий годовой тираж газет в 1-м полугодии 2015 г. уменьшился на 25% по отношению к такому же периоду 2014 г. Но во 2-м полугодии положение с выпуском газет стабилизировалось, и по предварительным данным общий годовой тираж газет сократился на 12,2% (на момент подготовки доклада окончательные статистические данные по итогам года еще отсутствовали). Сокращение тиража в сегменте журнального производства согласно предварительным подсчетам составило ориентировочно 18%, что касается выпуска книжной продукции, то здесь в 1-м полугодии 2015 г. произошел спад на 8% и по названиям, и по тиражу. По итогам года сокращение общего тиража книг составило 10%.

К слову, в общем объеме полиграфического производства тиражи газет от 3000 до 5000 экземпляров составляют более 30%, 10 000 экземпляров и выше — не более 3%, в книжном производстве более 50% из общего перечня выпускаемых наименований печатается тиражом менее 1000 экземпляров.

Дорогая бумага пошатнула рынок печати

Оценивая общие итоги 2015 г. в сфере полиграфии, авторы доклада обратили внимание на резкое снижение объемов производства после определенной стабильности в предыдущие несколько лет. По предварительным данным Росстата, выпуск печатной продукции в натуральных показателях по основной номенклатуре (код ОКВЭД 22.2) за январь — октябрь 2015 г. (по отношению к аналогичному периоду 2014 г.) составил: газеты — 71%, журналы — 82%, книги — 85%. Вместе со снижением курса национальной валюты типографиям пришлось столкнуться со спонтанным, скачкообразным повышением цен на бумагу и картон для печати. Федеральная антимонопольная служба зафиксировала, что рост отпускных цен на бумагу, используемую для производства печатных СМИ, за период с января 2014 г. по февраль 2015 г. превысил 45%.

Кризис осложнил и без того непростое положение сферы полиграфической деятельности, особенно в ее издательском сегменте. Однако в отличие от кризиса 2008 г., который разразился как бы в одночасье после нескольких лет (2000—2007 гг.) позитивного развития в экономике вообще и в полиграфической деятельности в частности, кризисные события 2015 г. не стали неожиданностью для полиграфистов, так как фактически были продолжением и следствием системного кризиса в отрасли печати. Накопленный опыт оперативного и стратегического управления в типографиях позволил большинству из них, несмотря на резко изменившиеся условия ведения бизнеса, получить пусть скромные, но положительные результаты по итогам года. Каких-либо обвальных явлений в полиграфии не произошло.

«На фоне падения тиражей газет, журналов и книг, сокращения количества наименований печатных СМИ, снижения общего спроса на печатную продукцию, повышения требований к качеству полиграфические предприятия тем не менее стараются найти оптимальные организационные, экономические и технические решения, соответствующие новым требованиям. И в связи с этим можно с уверенностью предполагать, что через очень короткий период в стране будет совсем другая полиграфия», — отметили в Роспечати. В ведомстве считают, что характерной чертой газетного полиграфического производства в предстоящие годы будет продолжение инвестиционной деятельности специализированных типографий, связанной с возрастанием требований со стороны издательств. Получат дальнейшее распространение «гибридные» технологии для печати газет журнального типа, как на стандартной газетной бумаге, так и на более высококачественных бумагах. Типографии расширят свои сервисные предложения, в том числе в технологическом плане, например, печать УФ-красками на немелованных бумагах. Это позволит повысить эффективность производства при печати газет «короткими» тиражами.

Вместе с тем будет широко использоваться возможность впечатывания переменных данных. Деятельность газетных специализированных комплексов в части взаимодействия с издающими организациями будет характеризоваться расширением применения ИТ-технологий (онлайн-сервисы, web-to-print, системы MIS b и кросс-медиа), аппаратных средств для внесения персонализированной информации при печати, а также для выполнения операций по дополнительному вложению рекламы, вклеек и приложений в рабочем цикле рулонных газетных агрегатов. Станут актуальны и креативные решения в направлении синергии офсетной печати с цифровыми печатными технологиями.

Но самые главные изменения в перспективе затронут региональную офсетную печать. На смену офсетным газетным ротациям будут приходить струйные рулонные цифровые печатные машины, обладающими явными преимуществами в области малотиражной печати и многофункционального воспроизведения контента.

Общий выпуск печатной продукции в натуральных показателях по номенклатуре Росстата в 2013—2015 гг. (код по ОКВЭД 22.2)

Вид продукции

2013

2014

2015

2015/2014

Газеты (четырехполосные, формата А2), млрд экз.

17,0

15,7

13,8

87,8%

Книги (листов-оттисков), млрд штук

6,5

6,3

5,6

88,9%

Журналы (листов-оттисков), млрд штук

8,1

8,7

7,1

81,6%

Печатная продукция производственно-технического назначения (листов-оттисков), млрд штук

8,8

9,7

11,4

111,8%

Прочая печатная продукция (листов-оттисков), млрд штук

10,2

10,5

11,3

107,6%

Источник: Роспечать, Росстат