Госкорпорации: как эффективно управлять активами в процедурах банкротства

| статьи | печать

Кризис заставляет компании вырабатывать новые стратегии управления активами, в том числе проблемными. Для государственных корпораций, объединяющих порой сотни предприятий с различным финансовым статусом, данный вопрос приобретает особое значение. В этой ситуации многим могут пригодиться управленческие технологии, представленные на Всероссийской конференции «Актуальные вопросы управления активами ГК «Ростех» в процедурах банкротства», которая прошла 18 мая 2016 г. в Москве в РЭУ им. Г.В. Плеханова.

В работе конференции приняли участие более 50 руководителей профессиональных СРО арбитражных управляющих из различных регионов страны. В качестве спикеров выступили представители Генпрокуратуры РФ, Минпромторга России, МВД России, ФНС России, ГК «Ростех», РЭУ им. Г.В. Плеханова, руководство АО «РТ-Капитал», АО «РТ-Проектные технологии». Стоит отметить, что мероприятие подобного формата впервые проводится в России.

Открывая конференцию, Управляющий директор по непрофильным и проблемным активам ГК «Ростех» Александр Назаров отметил, что Ростех не является прямым участником процедур банкротства, но занимает активную позицию по отстаиванию государственных интересов и сохранению имущественных комплексов предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Напомним, что ГК «Ростех» была создана в 2007 г. для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В состав госкорпорации входят 663 организации, из которых сформировано девять холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе, шесть — в гражданских отраслях промышленности, а также 32 организации прямого управления. В портфеле Ростеха такие бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, «Вертолеты России», ВСМПО-АВИСМА.

В то же время, сегодня более 40 организаций Ростеха находятся в процедурах банкротства, в том числе шесть федеральных унитарных предприятий и более 25 стратегических и выполняющих государственный оборонный заказ и имеющих мобилизационные обязательства. По словам А.Назарова, «в работе по недопущению их ликвидации» оказывают содействие представители Генеральной прокуратуры, ФСБ, МВД, ФНС России и иные структуры федеральных органов власти.

Как заявил А.Назаров, в прошлом году в Ростехе работа с проблемными активами была систематизирована, ужесточен контроль за их сохранностью, созданы условия для их финансового оздоровления. Кроме того, создан Центр компетенции по работе с проблемными и непрофильными активами госкорпорации (АО «РТ-Проектные технологии»). В своей деятельности Цнтр использует возможности АО «РТ-Капитал» по скупке долгов и активов проблемных предприятий госкорпорации для реструктуризации и оздоровления.

Одна из задач Центра — не допустить установления контроля над активами вопреки нормам действующего законодательства.

О том, как это происходит на практике, рассказал Василий Сидоркин, заместитель начальника управления по надзору за исполнением законов в сфере ОПК Главного управления по надзору за исполнением Федерального законодательства Генпрокуратуры РФ — начальник отдела по надзору за исполнением законов в ОПК.

По словам представителя Генпрокуратуры РФ, встречаются ситуации, когда якобы непрофильный актив, принадлежащий государственному предприятию, продается за бесценок, оформляется на оффшорную компанию, а затем сдается в аренду тому же госпредприятию, но уже втридорога. Такие случаи становятся предметом уголовных дел. А сотрудникам прокуратуры приходится заниматься поиском и арестом имущества лиц, обвиняемых в уголовном преступлении.

Иными словами, банкротство госпредприятия не всегда обусловлено экономическими причинами и может стать следствием мошенничества со стороны менеджмента. По сути, речь идет о переделе собственности.

Представитель Генпрокуратуры РФ высказал претензии и в адрес арбитражных управляющих, которые не анализируют сделки руководства госпредприятий, приведшие к банкротству, и тем самым фактически легализуют противоправные схемы.

Выступление Сергея Ильиченко, начальника отдела анализа рисков и работы со стратегическими организациями Управления по работе с задолженностью ФНС России, было посвящено проблемным вопросам организации взаимодействия с арбитражными управляющими и СРО в рамках деятельности ФНС по обеспечению процедур банкротства.

В ходе таких процедур зачастую приходится находить компромисс между необходимостью сохранить уникальное, значимое предприятие (многие госпредприятия являются градообразующими) и необходимостью возместить ущерб, нанесенный бюджету, отметил С.Ильиченко. В этой связи он напомнил о возможности применить субсидиарную ответственность к лицам, контролирующим должника. Он привел пример, когда в отношении одной из госкорпораций (называть ее чиновник не стал) была применена субсидиарная ответственность в размере 20 млрд руб.(!)

Что касается схемы, когда непрофильный актив госпредприятия продается, перепродается, а в итоге сдается в аренду первоначальному собственнику, — С.Ильиченко охарактеризовал ее как «нечто парадоксальное». Поэтому налоговые органы будут также прослеживать историю активов, и при большой сумме разницы между ценой продажи актива и его рыночной стоимостью (или ценой последующей перепродажи), эта информация будет направляться в правоохранительные органы, чтобы они ее исследовали на предмет выявления противоправных схем.

О практике пресечения противоправной деятельности, связанной с установлением контроля над активами госкорпорации вопреки нормам действующего законодательства, участникам конференции рассказал Александр Иванов, начальник отдела Управления «Ф» (банкротство) ГУЭиПК МВД России.

Если кратко резюмировать его выступление, банкротство с целью перераспределения собственности превратилось в большой бизнес. Многочисленные поправки, которые вносятся в Федеральный закон «О (несостоятельности) банкротстве», не проясняют ситуацию, а только усложняют дело. А арбитражные управляющие, осуществляя процедуру банкротства госпредприятия, фактически легализуют те события, которые организовал его менеджмент. Поэтому сегодня для пресечения противоправных схем МВД России работает в тесном контакте с ФНС России и Росимуществом — «тройственная группа», как ее назвал А.Иванов, получая таким образом всю необходимую информацию по ранее проведенным сделкам, которые привели госпредприятие к банкротству.

Представитель МВД России, напомнив присутствующим об особенностях уголовного процесса, подчеркнул, что «сроки давности позволяют в течение десяти лет вернуться к той же ситуации с новой силой».

В рамках конференции также были рассмотрены механизмы противодействия коррупционным проявлениям в антикризисном управлении, определены формы взаимодействия между Центром компетенции по работе с непрофильными и проблемными активами, федеральными органами исполнительной власти, контролирующими, правоохранительными органами, руководством СРО арбитражных управляющих и иными участниками процедур банкротства в отношении организаций Ростеха.