Между инвесторами и руководителями компаний не во всем совет да любовь

| статьи | печать

В исследовании «Новый взгляд на успешность бизнеса в меняющемся мирe», которое проводилось PwC с сентября 2015 г. по февраль 2016 г., собраны мнения 438 инвестиционных специалистов, включая тех, кто выступает со стороны покупателя и со стороны продавца, а также взгляды представителей рейтинговых агентств. Результаты этого исследования были сопоставлены с мнениями, высказанными 1400 руководителями, которые приняли участие в недавно проведенном PwC опросе руководителей крупнейших компаний мира.

По сравнению с мнением 16% CEO (топ-менеджеров компаний), принявших участие в недавнем опросе PwC, примерно семь из десяти опрошенных инвесторов (73%) считают, что в центре внимания компаний находится задача создания стои­мости для акционеров. При этом 84% руководителей компаний признают, что от них ожидают учета потребностей более широкого круга заинтересованных сторон. Кроме того, CEO (76%) и инвестиционные специалисты (63%) считают, что успех бизнеса в будущем будет определяться не только финансовой прибылью.

В исследовании отмечается, что инвестиционное сообщество, вероятно, в значительно большей степени, чем руководители компаний, рассматривает неверное определение мер стимулирования высокой результативности как барьер для возникновения изменений. Различие в мнениях респондентов из этих двух групп отражает, насколько остро респонденты воспринимают этот вопрос: почти половина (49%) инвесторов, принявших участие в опросе, по сравнению всего лишь с 17% руководителей компаний отметили этот аспект в качестве главной причины для беспокойства.

В области раскрытия информации о размере вознаграждений долевые инвесторы (42%) особенно вероятной считают проблему неверного определения мер стимулирования высокой результативности (по сравнению с 28% респондентов, представляющих инвесторов, работающих с финансовыми продуктами с фиксированным доходом).

В исследовании PwC говорится о том, что подобная тенденция, вероятно, отражает напряжение, существующее между компаниями и их акционерами, а также желание тех, кто инвес­тирует собственный капитал, иметь возможность влиять на стратегию компании, поскольку именно они сталкиваются с остаточным риском.

Директор по взаимодействию с инвестиционным сообществом PwC Хилари Истман сообщила: «По результатам нашей работы с инвестиционным сообществом мы выяснили, что инвесторы склонны скептичес­ки относиться к раскрываемой информации о размере вознаграждений. По сравнению с инвесторами, которые рассматривают этот вопрос извне, сами компании, очевидно, имеют более детальное представление о том, как вознаграждается руководство компаний.

С учетом количества инвесторов, которые считают, что компании должны изменить подход к определению эффективности и меры ответственности за достигнутые результаты, компаниям, вероятно, приходится прилагать больше усилий, чтобы увязать свою политику вознаграждений и ключевые показатели эффективности с общей стратегией компании и вопросами управления рисками.

И наоборот, если компании полагают, что такая взаимосвязь действительно существует, то им стоит попытаться более четко и понятно объяснить своим инвесторам характер такой взаи­мосвязи.

Ранее инвесторы сообщали нам о том, что они в целом хотели бы видеть более тесную связь между показателями финансовой отчетности».

Кроме того, около трех четвертей (72%) руководителей компаний по сравнению с менее чем половиной (48%) инвестиционных специалистов считают проблему доступности ключевых навыков угрозой для роста своего бизнеса.

Как считают аналитики PwC, есть три причины возникновения различий в мнениях руководителей компаний и инвестиционных специалистов:

  • пробелы в раскрытии информации — компании и инвесторы не могут договориться о том, какая информация необходима для формирования правильного мнения;

  • пробелы в понимании — ин­весторы иногда располагают теми же фактами, что и руководители компаний, но делают на их основе разные выводы;

  • пробелы в восприятии — ин­весторы могут располагать фактами, но могут не придавать им должного значения.

Однако существует ряд вопросов, по которым респонденты из обеих групп сходятся во мнениях. И инвесторы, и руководители компаний определяют одни и те же страны — особенно это касается США и Китая — как ключевые рынки для будущего роста своих компаний. К сожалению, России среди отобранных ими стран нет.

Половина (53%) инвестиционных специалистов и руководителей компаний полагают, что цель компании состоит в том, чтобы обеспечить стоимость для клиентов.

Влияние, которое технология может оказывать на жизнь инвесторов и руководителей компаний, также отражается в относительно высоком уровне обеспокоенности представителей обеих групп по поводу киберугроз для бизнеса. Шесть из десяти инвесторов и руководителей компаний обеспокоены существованием киберугроз. Уровень такой обеспокоенности является особенно высоким у инвесторов со стороны покупателя (65%).

«Меня поразили различия во мнениях, которые выявило наше исследование, — комментирует Х. Истман. — Инвестиционные специалисты, например, значительно менее обеспокоены нехваткой профессиональных навыков и той угрозой, которая возникает в связи с этим для рос­та компаний.

Ответы инвесторов и аналитиков позволяют сделать предположение о том, что им хотелось бы, чтобы компании применяли более социально ответственные методы, а не ставили на первое место процесс создания финансовой прибыли. Кроме того, руководители компаний могли бы с удивлением узнать, сколько внимания некоторые инвестиционные специалисты уделяют более широкому кругу проблем, связанных с охраной окружающей среды и обществом.

Однако меня воодушевляет то, что руководители компаний и инвестиционные специалисты занимают сходные позиции по ряду проблем. Например, обе группы респондентов определяют одни и те же страны — особенно это касается США и Китая — как ключевые рынки для перспектив будущего роста компаний. Также представляется интересным тот факт, что обе группы респондентов считают технические достижения и демографические изменения двумя ведущими глобальными тенденциями, которые в течение следующих пяти лет способны преобразовать ожидания в отношении бизнеса со стороны более широкого круга заинтересованных сторон».

Вице-председатель международной группы PwC по оказанию аудиторских услуг Ричард Секстон отметил: «Результаты исследования демонстрируют, в чем позиции инвестиционного сообщества и лидеров бизнеса совпадают, а на что они смотрят по-разному. Таким образом, мы призываем и руководителей компаний, и инвесторов к более открытому и непрерывному диа­логу, что окажется полезным и для тех и для других.

Я убежден в том, что результаты и выводы, которые были сделаны на их основе, помогут улучшить взаимодействие компаний с инвестиционным сообществом, понять инвестиционные цели и наладить более эффективное общение с инвес­торами».