О том, что правительство хочет получить право принимать отдельные решения без созыва заседаний, сообщило РБК со ссылкой на три источника в правительственной комиссии по законопроектной деятельности. Эта комиссия одобрила в понедельник, 4 апреля, соответствующие поправки в конституционный закон «О правительстве».
Все эксперты делают один вывод – правительство становится все более закрытым. Это так. Но надо еще отметить то, что у правительства остается все меньше полномочий – они сосредоточены в администрации президента.
Теперь вот, отмечают источники РБК, предлагается перестать обсуждать на правительственных заседаниях планы государственных заимствований (объемы выпуска ценных бумаг), продажу федеральной государственной собственности, проекты оказания финансовой поддержки на суммы меньше 100 млн руб., а также вопросы заключения международных договоров РФ, подлежащих ратификации.
Вот, что показательно: обсуждения подготовленного Минюстом законопроекта не было, он поступил на рассмотрение «в полностью согласованном виде», рассказал РБК один из участников заседания комиссии. Кабинет министров, таким образом, и не претендует на то, чтобы иметь свою точку зрения, во всяком случае – не пытается высказывать свою позицию. Логика известная – коль законопроект не вызвал нареканий в администрации, то он хорош.
Что остается правительству? В пояснительной записке к проекту об этом сказано. На его заседаниях Минюст предлагает решать только вопросы, «непосредственно вытекающие из конституционных норм», касающиеся организации деятельности органов исполнительной власти, формирования и исполнения федерального бюджета, законодательных инициатив. Остальное проект предлагает решать «без созыва заседаний». В проекте оговорено, что на своих заседаниях правительство может рассматривать «и иные вопросы» — по решению президента или премьер-министра.
Эксперты заговорили о том, что новый законопроект ограничит права общества знать, как и кто намерен распоряжаться общественными деньгами, ограничит права на информацию. Это не верно. Во-первых, в стране никто не говорит «общественные деньги» или «деньги налогоплательщиков». Принято выражаться иначе: «государственные деньги». Так что и запроса на знание не наблюдается. Во-вторых, и без нового законопроекта все, что надо, надежно скрыто от любопытных глаз и ушей. Прессу допускают только на открытую часть заседания. Это обычно первые пара минут, когда фотографам позволяют снимать серьезных людей, и когда ведущий произносит ритуальное вступление к заседанию, которое проходит уже без прессы.
Надо сказать, что к этому шли двадцать с лишним лет. Поначалу пресса могла находиться в зале заседаний, ее просили удалиться только когда начиналось обсуждение действительно секретных вопросов – про войну, или там разведку. Однако и тогда можно было задержаться в зале, если загодя одеться в серый костюм с галстуком и хранить серьезное выражение лица. Кроме того, свободным было передвижение по Белому дому. А главное – в курилке возле зала заседаний можно было в перерыв свободно общаться с членами правительства, и подслушивать, о чем они между собой говорят.
После прихода в правительство Евгения Примакова, эту вольницу урезонили. Открытые части заседания стали показывать по мониторам, установленным в охраняемом зале для прессы. Из года в год время открытого показа сокращалось, а закрытая часть становилась все длиннее. Сегодня все уже в норме – судить о том, что было на заседании, можно только со слов уполномоченных участников мероприятия.
То есть, скорее всего, не для закрытия от общества написан закон. Но и не для того, чтобы пресечь, скажем, возможную обструкцию уже принятых решений членами кабмина. С этим тоже все в порядке – вот же и проект Минюста даже внимательно читать не стали. Зачем же?
А просто чтобы узаконить уже сложившуюся ситуацию и не тратить время на некие действия, на выслушивание нудных докладов, зная загодя итоги заседания. Это логично.
Конфигурация власти известная – центр принятия решения находится в администрации президента. Конечно, речь идет о принципиальных решениях. То есть, о тех, где распределяются очень большие деньги. Для правительства останется широкое поле деятельности, к примеру – вопросы посевной кампании и т.д.
Так что формальное сокращение вопросов, которые выносятся на заседания правительства, можно рассматривать как удачный и своевременный пример оптимизации работы органов власти.