Подготовлены новые правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя

| статьи | печать

Минстрой России разработал новую редакцию правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. Одно из основных изменений — проводить обязательные ежегодные проверки готовности узлов учета к эксплуатации перед началом отопительного сезона больше не потребуется.

Проект постановления Правительства РФ «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (далее — Правила) размещен на сайте Федерального портала проектов нормативных правовых актов www.regulation.gov.ru 16 марта 2016 г. и проходит общественное обсуждение и антикоррупционную экспертизу. Его разработка потребовалась в целях устранения несогласованности между различными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В случае принятия обновленных Правил Минстрою России в трехмесячный срок будет необходимо:

  • утвердить формы отчетов и ведомостей отпуска/расхода тепловой энергии, теплоносителя, актов ввода в эксплуатацию и актов проверки готовности к эксплуатации узла учета тепловой энергии, теплоносителя;

  • привести в соответствие с новыми Правилами Методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденную приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр.

Действующее сейчас постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» утратит силу.

В новых Правилах внесены дополнения и уточнения в некоторые понятия: время штатной работы приборов учета, измерительная система и др.

Но, пожалуй, самым главным изменением является исключение из Правил требования о проведении обязательных ежегодных проверок готовности узлов учета к эксплуатации перед началом отопительного периода. При этом право любой стороны договора на беспрепятственный доступ к приборам учета в согласованное время сохранится.

На принятии этой поправки уже давно настаивали эксплуатационные и теплоснабжающие организации. Дело в том, что проверить одновременно все узлы учета перед отопительным сезоном довольно сложно, и требуются дополнительные расходы.

Кроме того, Минстрой России предлагает предусмотреть следующие условия применения приборов учета. Обязанность установить узлы учета тепловой энергии, теплоносителя вменяется стороне договора, которая является покупателем (потребителем, получателем) тепловой энергии, теплоносителя. Если одна из сторон договора обязана установить узел учета тепловой энергии, теплоносителя на сетях, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании, но при этом технически исполнить это требование невозможно, то по соглашению сторон узел учета устанавливается максимально приближенно к границе балансовой принадлежности на сетях другой стороны договора. Если обеими сторонами договора установлены узлы учета, приоритет их использования определяется на основании сравнения метрологических характеристик и их удаленности от границы балансовой принадлежности сетей, определенной договором. Решение о приоритете и порядке применения узлов учета принимается в договоре или по заключению экспертной организации, аккредитованной в области обеспечения единства измерений. Если узлы учета были введены в эксплуатацию до вступления в силу новых Правил, они могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы средств измерений, входящих в их состав.

Начиная с 1 декабря 2016 г. приборы учета, не отвечающие требованиям Правил, не смогут использоваться в новых узлах учета для установки, а в существующих узлах учета — для замены.

Также предлагается исключить из Правил положения, предусматривающие использование температуры холодной воды на источнике тепловой энергии для корректировки количества получаемой потребителями тепловой энергии. Это связано с тем, что данные требования противоречат Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, и искажают истинное значение количества потребляемой тепловой энергии. Температура холодной воды на источнике должна измеряться и учитываться исключительно при определении величины собственных издержек и при формировании тарифа на отпущенную тепловую энергию и теплоноситель.

Еще одна важная поправка: из Правил будет исключена возможность реализации заявителем проекта без технических условий теплоснабжающей организации. Дело в том, что выполнить проект узла учета без технических условий невозможно, ведь теплоснабжающая организация при согласовании проекта проверяет его соответствие как раз техническим условиям.

Удалены пункты об определении различных параметров теплоносителя в системах теплопотребления, а также о порядке распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей. Это связано с дублированием этими положениями Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр, в которой они раскрыты подробнее и подтверждаются схемами и расчетными формулами.

Также из Правил исключено положение о том, что если одна сторона не выполнила свою обязанность по установке прибора учета, установить его для осуществления расчетов по договору должна другая сторона, так как вопрос по определению исполнителей установки узлов учета у потребителей регулируется Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».