Десятидолларовый ужас

| статьи | печать

В этом году знающие люди стали открыто говорить о себестоимости добычи российской нефти. По словам заместителя министра энергетики Кирилла Молодцова, она в среднем составляет около 2 долл. за баррель. «Себестоимость добычи трудноизвлекаемых и шельфовых запасов выше — 20 долл.», - пояснил он в интервью «Российской газете».

Запасы нефти, которую легко извлечь, тают. В последнее время появился ряд интервью по поводу того, на сколько времени еще хватит стране нефти. Надо разрабатывать арктический шельф, но именно против этого, против доступа к современным технологиям, направлены все санкции, на которые мы ответили запретом на ввоз ряда видов продовольствия.

Еще в прошлом месяце тревогу по поводу ценообразования на нефть бил президент «Роснефти» Игорь Сечин. По его словам, которые приводит РБК, из-за финансовых спекулянтов цены на нефть могут упасть до 10 долл. за баррель. И. Сечин рассказал, что ежегодный спад среднесуточной добычи в мире оценивается в 3 млн барр. в сутки. При этом, по оценкам И. Сечина, превышение предложения нефти над спросом составляет 1,5–1,7 млн барр. в сутки.

Расклад такой. Низкая себестоимость добычи нефти дает широкие возможности для спекуляций. Для тех самых спекуляций, которые в 2014 г. на пике поднимали цену нефти до 114,99 долл. за барр. Это когда работали «быки». Когда же за дело взялись «медведи», в январе 2016 г. стоимость барреля Brent уже пробивала 28 долл за барр. Себестоимость нефти у компании И. Сечина, по его словам, составляет менее 3 долл. за баррель. Но она будет расти. А главное – уже растет и продолжит двигаться ввысь налоговая нагрузка. На фоне санкций, делающих сложным кредитование и почти невозможным получение современных технологий, это рисует мрачные перспективы для «Роснефти» и всей отрасли в целом.

Нефтедобыча же по факту – основа российского бюджета, который вдруг оказался, к удивлению его верстальщиков, чрезмерно зависимым от действий мальчиков с Уолл стрита.

Ко всем «радостям» добавляются еще и американские сланцевые компании. Пока российские эксперты говорили, что добывать сланцевый газ в реальности невыгодно, они начали извлекать методом гидроразрыва пластов еще и сланцевую нефть. Кстати, первые упоминания об этом самым гидроразрыве удалось обнаружить в трудах советских ученых, которые описали технологию еще в шестидесятые годы прошлого века. Тогда же были выявлены значительные запасы сланца на севере России. Тем дело и закончилось.

Американские сланцевые компании походят сейчас на дремлющих сторожевых псов. Дремлют, пока цена нефти не пойдет вверх, и просыпаются, когда намечается движение в этом направлении.

Как сообщает Reuters, ряд американских сланцевых компаний, включая Oasis Petroleum и Pioneer Natural Resources, возобновляют добычу на законсервированных скважинах. Это те скважины, которые уже были пробурены, но на которых не начинали добычу, пока рыночная цена нефти была слишком низкой для того, чтобы окупать использование не дешевого метода гидроразрыва.

Reuters приводит слова представителей компаний Oasis (добывала в 2015 г. в среднем по 50 тыс барр. в день) и Pioneer (добывала в 2015 г. в среднем по 204 тыс барр. в день), которые говорят, что намерены расконсервировать все резервные скважины, но готовы продолжить бурение при ценах значительно выше нынешних. Pioneer Natural Resources рассчитывает восстановить 85% добычи при минимальной окупаемости, а Oasis Petroleum сможет выйти на уровень 70% добычи при цене в 50 долл. за баррель в этом году и 47 долл. за баррель — в следующем. Аналитик Алекс Бикер из Wood Mackenzie сообщил Reuters, что за последние шесть месяцев количество законсервированных скважин в основных сланцевых регионах Техаса снизилось на треть. Общее количество таких скважин в этих регионах примерно в 600 штук при норме в 850. 660 скважин будут ежесуточно давать от 100 тыс до 300 тыс барр. дополнительных поставок. Wood Mackenzie считает, что число замороженных скважин вернется к нормальному уровню к концу 2017 г.

Это сообщение появляется накануне встречи представителей нефтедобывающих стран в Дохе. Сигнал принят. О повышении цены нефти выше 50 долл. за баррель речь не идет.

Можно предсказать поведение добытчиков, но невозможно – биржевых спекулянтов. В семидесятые годы прошлого века организация биржевой торговли нефти стала ответом США на попытку арабского мира «давить» на Штаты блокадой поставок нефти. Тогдашний президент Джимми Картер появился на экранах телевизоров в свитере, намекая на готовность терпеть перебои с отоплением, и пообещал устранить зависимость от капризов нефтедобывающих владык.

Удалось. Теперь ценами рулят спекулянты. И. Сечин и его коллеги нервничают. Может быть им снится по ночам американская десятка, стремящаяся схватить за горло.

Этот десятидолларовый ужас не отступит до тех пор, пока не будет дан адекватный российский ответ на современные вызовы. Как в телефоне: «Ждите ответа»…