1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 509

Будущее страховых взносов

В начале этого года Президент России Указом от 15.01.2016 № 13 поручил Правительству РФ разработать дополнительные меры по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с внебюджетными фондами по обязательным страховым взносам. Во исполнение распоряжения главы страны ФНС России подготовила проект дорожной карты по созданию единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование (письмо от 02.02.2016 № БС-4-11/1539). Предусмотренные этим документом меры должны начать реализовываться уже с марта 2016 г.

Вся власть — налоговикам!

Налоговая служба предлагает заменить страховые взносы во внебюджетные фонды на новый налоговый платеж — единый социальный страховой сбор (ЕССС). Соответственно, администрирование этого платежа возьмет на себя ФНС России. Проводить проверки будут также налоговики. Принять решение о возложении на ведомство таких функций Правительство РФ должно до 1 мая 2016 г.

Предлагаемые изменения являются чрезвычайно масштабными. Они затронут не только всех страхователей, но и повлияют на пенсионные права застрахованных лиц. Связано это с тем, что введение нового платежа в налоговую систему России не просто переименование страховых взносов, это изменение их правовой природы.

Для «встраивания» нового налогового платежа в существующую систему должны быть внесены изменения в более чем 50 законов (о страховых взносах во внебюджетные фонды, ГК РФ, НК РФ) и подзаконных актов.

В дорожной карте намечено, что уже к 15 мая 2016 г. ФНС России и фонды должны подготовить реестры плательщиков взносов и провести сверки расчетов по страхователям. А до 15 августа 2016 г. фонды и налоговая служба должны синхронизировать свои информационные базы данных. Кроме того, необходимо будет сопоставить сведения о страхователях (ИНН, КПП, регистрационный номер) и застрахованных физических лицах (ФИО, СНИЛС, ИНН).

В I квартале 2017 г. территориальные органы ФНС России планируют получить из фондов всю необходимую документацию. На практике это будет означать, что у налоговой службы будет в распоряжении информация по всем платежам по страховым взносам страхователей. И налоговики смогут сопоставить поступления от НДФЛ и взносов.

Отчетность в переходный период

Отчетность за 2016 г. плательщики сдадут в фонды в обычном порядке по привычным формам. Уточненная отчетность по страховым взносам до конца 2016 г. также будет сдаваться в фонды.

Начиная с периодов 2017 г. будет утверждена отчетность по ЕССС, которая будет представляться в налоговые органы. Формы такой отчетности ФНС России запланировала утвердить до 1 октября 2016 г.

Со следующего года именно налоговикам нужно будет сдавать и уточненки. Согласно дорожной карте уточненную годовую отчетность за 2016 г. по формам 4-ФСС и РСВ‑1 в 2017 г. «камералить» будет уже ФНС России, а не фонды. И в случае необходимости проводить выездные проверки по этой отчетности будет также налоговая служба.

Но отчетность в фонды, согласно дорожной карте, не отменяется. Пенсионный фонд будет вести персонифицированный учет.

Ставки и льготы по ЕССС

В дорожной карте ничего не сказано о размере нового налогового платежа. До 30 ноября 2016 г. Президент РФ должен подписать пакет законов о реформе по страховым взносам. Ведь если будут приняты решения, ухудшающие положение налогоплательщиков, они должны быть опубликованы как минимум за месяц до наступления нового налогового периода. В противном случае согласно ст. 5 НК РФ их вступление в силу в 2017 г. будет незаконно. Вероятнее всего, что проекты законодательных актов появятся намного раньше

Говорить о том, что ставки ЕССС будут другие и льготы отменят, пока рано. В Федеральном послании 2015 г. Президент РФ обещал не поднимать налоги до 2018 г. С другой стороны, формально взносы — это не налоги. И поэтому нельзя исключить вероятность того, что ставки повысятся.

Концепция Минфина России

Финансовое ведомство 20 февраля 2016 г. направило в аппарат правительства Концепцию изменения законодательства о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды. Во многом Концепция опирается на рабочие материалы, предложенные налоговой службой, но в менее жестком варианте.

К ЕСН Минфин России вернуться не предлагает, но подводит теоретическую базу под включение правил уплаты страховых взносов в Налоговый кодекс. Минфин России утверждает, что, как и налоги, «взносы на стадии их исчисления и уплаты обладают признаками безвозмездности и безвозвратности». Взносы на стадии уплаты не персонифицируются — это происходит позже, после их поступления в бюджет на основе представленных плательщиками данных. По мнению ведомства, это позволяет сделать вывод о налоговой природе страховых взносов как платежей.

Аргументом в пользу данного утверждения Минфин России считает и принятый 19 февраля 2016 г. в первом чтении законопроект, вводящий уголовную ответственность за неуплату взносов (такую же, как и за неуплату налогов).

Использовали финансисты и такой более чем странный аргумент: страховое законодательство отстало от налогового (например, не работает в сфере страховых взносов досудебный порядок урегулирования налоговых споров). Кроме того, в качестве «плюса» предстоящих реформ Минфин России отмечает возможность объединения платежных документов и отчетности.

Уже в I квартале 2016 г. Минфин России предполагает внести в правительство проект закона, дополняющий перечень российских налогов и сборов из первой части НК новым страховым взносом. Во второй части Налогового кодекса должна появиться отдельная глава 23.1 «Страховой взнос». В ней предлагается установить общую базу для исчисления страхового взноса — все выплаты и вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. Напомним, что сейчас база для взносов в три фонда различается и по перечню необлагаемых выплат, и по величине предельной базы.

Также финансовое ведомство предлагает в новой главе отказаться от действующего сегодня понятия «предельная база» для начисления страховых взносов. Размер предельной величины облагаемой базы имеет принципиальное значение для работодателя. Ведь сейчас после определенного предела нагрузка по уплате страховых взносов в отношении работника снижается более чем в два раза.

Минфин России предлагает унифицировать правила уплаты, установив для нового взноса так называемую плоскую шкалу, то есть обязать страхователей уплачивать страховые взносы со всех выплат вне зависимости от их размера по единому тарифу. При этом, чтобы избежать резкого роста нагрузки, новую общую ставку предлагается установить ниже текущей на 1—2 п.п., то есть на уровне 28—29% против нынешних 30%. Дифференциацию по тарифам, в том числе пониженным, предлагается сохранить.

Результаты законотворческой работы, по плану Минфина России, должны быть представлены в Госдуму до 1 мая этого года и вступить в силу с 1 января 2017 г.

Профсоюзы против!

По словам руководителя Департамента социального развития Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Константина Добромыслова, профсоюзы относятся крайне негативно к возвращению социального налога: «Основное отличие налогов от страховых взносов заключается в том, что обязательные страховые взносы имеют строго целевое назначение. Налоги такого назначения не имеют. Уплаченные страховые взносы являются возвратными (в случае наступления страхового случая), а налоги по определению имеют невозвратный характер, понятно, что к налогам люди относятся хуже. Есть еще и техническая сторона вопроса: в настоящий момент фонды показывают достаточно высокий уровень собираемости страховых взносов, около 100%. Скорее всего, при введении налогового администрирования страховых взносов придется затратить существенные финансовые и административные ресурсы для отладки системы сборов. Эффективность работы налоговых служб по сбору налогов сегодня ниже эффективности сбора страховых взносов внебюджетными фондами».

Предложения Минтруда России

Социальный блок Правительства РФ всегда выступал резко против передачи функций администрирования страховых взносов в налоговые органы. Министр труда Максим Топилин говорил, что это противоречит курсу на индивидуализацию страховых платежей, а глава Пенсионного фонда Антон Дроздов заявлял, что, в отличие от взноса, налог не может быть возмездным.

Минтрудом России в антикризисных целях предлагает постепенное повышение тарифа взносов с величины, превышающей предельную базу: в ПФР с 10 до 20%. Снижение общей ставки при этом не предлагается. Социальный блок подчеркивает, что, какую бы модель реформы не выбрало за основу Правительство РФ, природа взносов при этом должна остаться именно страховой.