Гражданская вялость тормозит развитие инфляционных рисков

| статьи | печать

Массовая ипохондрия российских потребителей товаров и услуг не позволяет активизировать перенос на них издержек компаний — поставщиков товаров и услуг и в полной мере использовать эффект от представления фокусов валютного курса. Это отмечают аналитики «ВТБ Капитала», которые подготовили очередной обзор состояния потребительских цен в России.

Вывод аналитиков «ВТБ Капитала»: сейчас в России характер инфляционных рисков сдержанный. «ВТБ Капитал» приводит данные Росстата, что в январе впервые более чем за год годовая инфляция снизилась до 9,8%, и дает прогноз, что до конца I квартала месячный рост цен останется в пределах 0,8—1,0%; следовательно, уже в марте годовая инфляция замедлится примерно до 8,0% — ближе к нижней границе прогноза ЦБ в 8—9%. А значит, о повышении ключевой ставки на заседании совета директоров ЦБ в марте речи не пойдет, а вот снижение ставки и сохранение ее на нынешнем уровне имеют равные шансы.

В январе месячная инфляция составила 1,0%, благодаря чему годовой рост индекса потребительских цен и понизился до 9,8% — на 3,1 п.п. меньше, чем в декабре 2015 г. Январское значение инфляции согласуется с оценкой ЦБ, который прогнозировал годовой темп роста цен примерно в 10%, и почти совпадает с консенсус-прогнозом Bloomberg — 9,9%. По расчетам аналитиков «ВТБ Капитала», месячная инфляция, скорректированная на сезонные факторы, понизилась до 0,40% — против 0,48% в декабре прошлого года. Поддержанию дезинфляционного тренда, пишут аналитики, способствуют два ключевых фактора. Первый из них — эффект высокой базы. Благоприятной базой сопоставления служат показатели за I квартал 2015 г., когда в январе месячная инфляция подскочила до 3,9%, а к марту постепенно понизилась до 2,0%. Таким образом, даже при относительно высокой месячной инфляции в 1,0% за счет эффекта высокой базы сохраняется потенциал для дальнейшего снижения годового индекса потребительских цен. Второй — ослабление потребительского спроса. Потребительские расходы населения сокращаются вследствие, во-первых, рекордно низких темпов роста зарплат (1,6% в годовом выражении в декабре 2015 г.) и, во-вторых, жестких условий кредитования, из-за которых портфель розничных кредитов в ноябре 2015 г. снизился на 13,5% в годовом выражении.

Есть основания ожидать замедления дезинфляции, считают в «ВТБ Капитале», и перечисляют причины. Первая: благоприятный эффект базы утратит силу к началу II квартала, когда на базу сравнения начнет влиять прошлогоднее укрепление рубля; годовая инфляция, вероятно, повысится, и для удержания дезинфляции на планируемой траектории потребуется последовательность денежно-кредитной и фискальной политики.

Вторая: налог на «вредные продукты» может привести к росту цен на отдельные продовольственные товары уже во II квартале. По словам представителей Минфина России, пошлина, например, на ввоз пальмового масла может составить 30%. Налоги могут быть введены и на газированные напитки и чипсы. Впрочем, окончательный перечень продуктов, как и размер соответствующих налогов, правительству еще только предстоит утвердить, но в любом случае цены это увеличит.

Третья: слабый спрос. Пока он влияет скорее не на масштаб, а на время проявления эффекта переноса, поскольку ритейлеры предпочитают продавать по фиксированной наценке оставшиеся товарные запасы. Но когда они кончатся, цены неизбежно будут адаптироваться к текущему обменному курсу рубля, а это, в свою очередь, означает, что месячная инфляция в сегменте непродовольственных товаров в ближайшие месяцы, вероятнее всего, останется на уровне 0,5—1,0%.

Четвертая: показатель роста цен в январе 2016 г. с корректировкой на сезонные факторы может быть занижен из-за резкого ускорения инфляции год назад, которое влияет на оценки сезонных факторов, а именно — делает их более выраженными, относя часть общей инфляции к «нормальной» сезонности.

Поскольку данные Росстата совпадают с траекторией дезинфляции по январской версии ЦБ, повышение ключевой ставки на заседании в марте маловероятно. Если меры денежно-кредитной и фискальной политики будут и далее направлены на достижение поставленных целей, а цены на нефть в 2016 г. составят в среднем 40 долл. за баррель, пишут аналитики «ВТБ Капитала», то годовая инфляция уже в I квартале замедлится до 8,0—8,2%, а к концу года составит 7,8%.

Дезинфляция наблюдается во всех категориях, однако в каждом конкретном случае ее темпы зависят от силы первоначального шока и от устойчивости данной категории к колебаниям валютного курса. В продовольственном сегменте годовая инфляция в январе замедлилась до 9,2% — против 14,0% в декабре. Месячный рост цен составил 1,2% (что близко к норме для первого месяца года) и внес значительный вклад в снижение общего уровня инфляции (1,7 п.п. из 3,1). Если бы не рост цен на плодоовощную продукцию (+6,2% в месячном выражении), обусловленный введенными в конце 2015 г. ограничениями на импорт из Турции и высокой чувствительностью данной категории к колебаниям обменного курса, особенно в зимние месяцы, дезинфляция в продовольственном сегменте могла бы быть еще более выраженной.

В категории непродовольственных товаров месячный рост цен составил 0,7% — больше, чем в декабре 2015 г. (0,4%), но объясняется удорожанием потребительской электроники и бытовой техники (1,0—1,1% в месячном выражении) и табачных изделий (1,7% в месячном выражении); цены на автомобильное топливо за месяц снизились на 0,4—3,0%. Годовая непродовольственная инфляция, хотя и осталась довольно высокой — 10,9%, существенно ниже, чем 13,7%, зафиксированные месяцем ранее. Вклад непродовольственного сектора в общую дезинфляцию составил минус 1,1 п.п.

В сегменте услуг цены повысились на 1,0% в месячном выражении вследствие индексации тарифов (на 1,2—1,5%) и роста цен в категории зарубежного туризма (на 5,1% в месячном выражении), являющегося одной из наиболее чувствительных к валютному курсу составляющих потребительской корзины. Рост цен в сегменте услуг наименее волатилен и составил по итогам января 9,0% — против 10,2% в декабре, что дает еще 0,3 п.п. в общее снижение инфляции.

Ключевые индикаторы индекса потребительских цен, по месяцам,%

01.2015

02.2015

03.2015

04.2015

05.2015

06.2015

07.2015

08.2015

09.2015

10.2015

11.2015

12.2015

01.2016

Общий индекс потребительских цен

15,0

16,7

16,9

16,4

15,8

15,3

15,6

15,8

15,7

15,6

15,0

12,9

9,8

Продовольствие

20,7

23,3

23,0

21,9

20,2

18,8

18,6

18,1

17,4

17,3

16,3

14,0

9,2

Непродовольственные товары

11,2

13,0

13,9

14,2

14,3

14,2

14,3

14,6

15,2

15,6

15,7

13,7

10,9

Услуги

12,3

12,8

12,6

11,8

11,6

11,7

13,4

14,1

13,8

13,1

11,9

10,2

9,0

Базовый индекс потребительских цен, расчеты «ВТБ Капитала»

12,0

13,6

14,4

14,4

14,5

14,4

14,5

15,1

15,5

15,6

15,3

13,0

10,2

Базовый индекс потребительских цен, расчеты Росстата

14,7

16,8

17,5

17,5

17,1

16,7

16,5

16,6

16,6

16,4

15,9

13,7

10,7

Источник: Росстат, «ВТБ Капитал»