1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 109

В условиях жесткой экономии россияне потянулись к «жизни»

Российские компании и домохозяйства вошли в режим жесткой экономии, показало свежее исследование холдинга «Ромир». Сильнее всего (на 8% в сентябре относительно августа) сократили свои расходы жители мегаполисов и крупных городов с населением от 500 000 человек, а также представители низкодоходной группы (на 7,5%). В то же время банки ужесточили требования к заемщикам и свернули многие программы кредитования. Но хотя экономическая ситуация крайне неблагоприятна для добровольных видов страхования, рынок страхования жизни вырос на треть.

В прежние годы, отмечается в исследовании «Ромира», повседневные расходы граждан увеличивались после летних каникул. Исключением стал прошлый год, когда в сентябре индекс потребительской активности заметно упал в связи с введением Россией продуктовых санкций. В результате повседневные расходы россиян в сентябре 2014 г. снизились относительно августа того же года на 0,7%. С учетом месячной инфляции в 0,6% по данным Росстата это дало реальное снижение покупательских расходов на 1,3%. В сентябре 2015 г. индекс покупательской активности сократился на 0,7% относительно августа, что с учетом месячной инфляции в 0,6% также дало реальное падение расходов на 1,3%. Несмотря на рост цен (в среднем на 0,7% без учета сезонных овощей и фруктов), в сентябре средний чек снизился относительно августа.

Индекс покупательской активности, «очищенный» от инфляции, уже третий месяц показывает значения ниже не только прошлого, но и позапрошлого года, отмечается в исследовании. Это означает, что россияне экономят все сильнее с каждым месяцем. То, что жители малых городов страны с населением от 100 000 до 500 000 человек в сентябре продемонстрировали активный рост потребления (на 7,6%), объясняется скорее всего тем, что два летних месяца до этого их расходы стояли на минимальной отметке за счет потребления личных урожаев. О режиме жесткой экономии свидетельствуют и данные Ростата о девятипроцентном сокращении розничной торговли в стране за восемь месяцев 2015 г. Данные опроса, проведенного «ПрайсВотерхаусКуперс», свидетельствуют, что более 90% респондентов заметили снижение покупательной способности, а 53% неспособны делать какие бы то ни было накопления.

Директор Института актуальной экономики Никита Исаев оценивает падение покупательной способности населения за 2015 г. в 20% и считает, что рост реальных доходов возможен не раньше 2017 г.: поскольку экономить вынуждено не только население, но и государство, индексация зарплат бюджетникам в 2016 г. отменена, как и индексация пенсий на уровне инфляции. Даже при благоприятном сценарии, согласно которому инфляция в 2016 г. удержится на уровне в 12%, реальные доходы населения продолжат стремительное падение. Материальные запросы россиян на семью из трех человек снизились за год почти на 10 000 руб. — с 78 500 до 68 900 руб., согласно еще одному исследованию «Ромира». В этих условиях люди и предприятия вынуждены отказываться от всего, без чего можно прожить, и добровольные виды страхования «идут под нож» в первую очередь.

Впрочем, страховые компании, занимающиеся добровольным страхованием жизни, отмечают рост интереса страхователей к этому продукту: часть людей пытается таким образом диверсифицировать свои риски в условиях экономической рецессии и растущих цен на лекарства и мед обслуживание. По результатам 1-го полугодия рынок страхования жизни, не связанный с кредитованием, вырос на 34%.

«Люди все больше задумываются о том, что защищать свое благополучие от непредвиденных ситуаций важно всегда, а в период, когда цены на лекарства и на медицинские услуги растут, это особенно необходимо, поэтому рынок классического страхования жизни будет продолжать расти», — прокомментировал рост «жизни» директор по продажам компании «PPF Страхование жизни» Штефан Ванчек.

Согласно недавнему прогнозу RAEX («Эксперт РА») по итогам года темпы прироста взносов по страхованию жизни составят 6—11%, а объем рынка — 115—120 млрд руб. Наибольший рост агентство ожидает в сегменте инвестиционного страхования жизни (+43—45%), при этом страхование заемщиков, напротив, сократится на 25—27%.