Минэкономразвития предложило доработанные правила для спецоценки на крупных предприятиях

| статьи | печать

В прошлом году на портале www.regulation.gov.ru прошли публичные слушания по законопроекту Минэкономразвития, посвященному спецоценке условий труда на крупных предприятиях. Правда, документ собрал много замечаний от экспертов, потому его решено было доработать. Обновленную версию министерство разместило на своем сайте 29 апреля и ждет отзывов на проект до 13 мая включительно.

Разработчик проекта федерального закона «О специальной оценке рабочего места основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи» (далее — законопроект) — Мин­экономразвития России предлагает установить для указанной категории работодателей особые условия осуществления специальной оценки условий труда. Заметим, что речь в законопроекте идет только об оценке условий труда основного персонала компаний. В отношении остальных рабочих мест, очевидно, будет действовать общий порядок, установленный в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ).

Свои предложения и замечания по проекту желающие могут выслать до 13 мая включительно по электронной почте на адрес ShubinSK@economy.gov.ru в виде прикрепленного файла (форма для ответов прилагается к проекту акта и также опубликована на сайте министерства).

Министерство определилось с тем, кто такие крупные предприятия

Изначально закрепить на законодательном уровне требования для спецоценки основного персонала крупных предприя­тий планировалось к декабрю 2014 г. (Распоряжение Правительства РФ от 09.07.2014 № 1250-р <Об утверждении плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест>).

Попытку установить специальные требования к проведению специальной оценки условий труда для крупных предприятий промышленнос­ти, транспорта и связи в прош­лом году предпринял Минтруд России, разместивший на портале www.regulation.gov.ru соответствующий законопроект для пуб­личного обсуждения (подробнее см. «ЭЖ», 2014, № 32, с. 07). Интересно, что в законопроекте о спецоценке условий труда основного персонала не было сказано ни что такое основной персонал, ни кто такие крупные предприятия. Чем закончилась эта инициатива, история умалчивает. Зато осенью на том же портале появился законопроект уже Минэкономразвития России, в котором закреплены и критерии выявления крупных предприятий, и ответственные за определение рабочих мест основного персонала органы власти.

Так, под крупными предприятиями промышленности, транспорта и связи предлагается понимать предприятия, среднесписочная численность работников (без внешних совмес­тителей) за предшествующий календарный год которых превышает 250 человек, а выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС составляет более 1 млрд руб. (п. 3 ст. 3 законопроекта). Что же касается перечня рабочих мест основного персонала на указанных видах предприятий, то его будет определять уполномоченный орган для каждой из трех отраслей в разрезе видов дея­тельности и в соответствии со структурой общероссийского классификатора видов экономической деятельнос­ти (ОКВЭД) (п. 4 ст. 3 законо­проекта).

Разные цели, участники и итоги проведения спецоценки

Между стандартной процедурой специальной оценки условий труда и спецоценкой, предлагаемой Минэкономразвития, существенная разница. Эти мероприятия, прежде всего, преследуют различные цели. Если при обычной спецоценке целью является проверить, насколько сильно воздействие негативных производственных факторов на сотрудников, то при спецоценке на крупных предприятиях проверяющие будут определять технический уровень средств труда относительно наилучших доступных технологий, соответствующих современному уровню развития науки, техники и технологии (п. 1 ст. 3 законопроекта). Проще говоря, будут искать морально устаревшие рабочие мес­та.

Кроме того, в отличие от стандартной схемы проведения спецоценки, которую осуществ­ляет особая организация, при спецоценке на крупных предприятиях в качестве проверяющего будет выступать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ (п. 2 ст. 3 законо­проекта).

Итогом проведения спец­оценки на крупных предприя­тиях должно стать утверждение перечня устаревших рабочих мест (при обычной спецоценке — отчет о выявленных вредных и опасных производственных факторах).

Проводить спецоценку рабочих мест основного персонала на крупных предприятиях предполагается как и обычную, раз в пять лет. Подробный рег­ламент проведения нового вида спецоценки должно будет утвердить Правительство РФ (ст. 8 законопроекта).

Учитывая перечисленные существенные различия между двумя видами спецоценки, возникает вопрос: заменит ли новая спецоценка для крупных предприятий ее общую разновидность? Или же таким компаниям нужно будет проводить ее дополнительно к обычно спецоценке условий труда, предусмотренной Законом № 426-ФЗ? В законопроекте не сказано прямо, что обязательность спецоценки рабочих мест основного персонала отменяет для крупных компаний обязательность проведения спецоценки по общим правилам. Но не сказано также, что проводить их надо параллельно. Также не разрешен вопрос о том, будут ли процеду­ры новой спецоценки платными, поскольку проводят ее не частные компании, а государственные органы. Вероятно, что ответы на эти важные для работодателей вопросы решит уже правительство.

Возможно, появится еще одна информационная система

Результаты проведения спец­оценки рабочих мест основного персонала крупных предприятий будут заноситься в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки рабочего места основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи, которую еще только предстоит создать. В этой информационной системе должны будут содержатьcя сведения:

  • о предприятии, на котором проводилась спецоценка (наименование, место нахождения и осуществления деятельности, ИНН, ­ОГРН, код по ­ОКВЭД, общее количество рабочих мест и мест, на которых была проведена спецоценка рабочего места основного персонала, распределение рабочих мест по классам (подклассам) условий труда);
  • рабочем месте (индивидуальный номер, код профессии работника(ов), занятого(ых) на этом месте, сведения о качестве результатов проведения спецоценки рабочего места основного персонала — соответствие или несоответствие результатов спецоценки современному уровню развития науки, техники и технологий).

Передавать сведения о результатах спецоценки на крупных предприятиях в информационную систему обязаны будут органы власти, которые такую оценку проводили. Однако до 1 января 2017 г. сведения, подлежащие включению в информационную систему, нужно будет предоставлять напрямую в Минэкономразвития России. Оно же должно будет утвердить порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в информационной системе.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2018 г. (ст. 11 законопроекта).