Потребительский настрой в России упал до рекордно низкого уровня

| статьи | печать

В марте 2015 г. индекс потребительских настроений в России, измеряемый компанией GfK, снизился сразу на 21 пункт, до рекордно низкого за последние пять лет уровня — 74 пункта. Ниже показатели были только в кризис 2009 г. Тогда, в марте 2009 г., индекс составил 68 пунктов.

Генеральный директор GfK в России Александр Демидов так прокомментировал результаты исследования: «Кризис, который мы переживаем сейчас, представляется более разносторонним и глубоким для потребительского рынка России, чем это было в 2008—2009 гг., хотя российский потребитель вошел в него с большим запасом прочности с точки зрения своего благосостояния». При этом он обратил внимание, что российская экономика в 2014 г., когда начался кризис, по большинству мак­роэкономических показателей была в лучшем состоянии, чем в 2008 г.

Исследование GfK показало, что если в кризис 2008—2009 гг. большинство населения считало, что он продлится один-два года, то сегодня большинство ожидает, что кризис продлится три-четыре года. Характерно также, что нынешний кризис отразился в первую очередь на наиболее «продвинутых» и ранее благополучных группах потребителей.

Кризис сегодня сильнее ударил по настроениям столичных жителей. В марте 2015 г. уровень потребительских настрое­ний в среднем по России был заметно выше, чем аналогичный показатель среди жителей Москвы, где снижение индекса составило небывалые 45 пунк­тов. При этом москвичи в 2015 г. настроены значительно пессимистичнее, чем это было в кризис 2008—2009 гг. В такой ситуации можно ожидать, что восстановление потребительского рынка в России будет происходить медленнее, чем это было в предыдущий кризис, в том числе и из-за «плохих» настроений в столичном регионе, на который приходится значимая доля потребления по целому ряду товарных групп.

Кроме того, эксперты обратили внимание, что в последние годы потребительский рынок в России рос как за счет увеличения объемов потребления, так и за счет перехода на более дорогие товары (up-trading). Сейчас объемы продаж падают, и up-trading превратился в down-trading, а в качестве факторов роста объемов рынка (в денежном выражении) осталось только повышение цен.

Инфляция на потребительским рынке выросла с 6,5% в 2013 г. до 11,4% в 2014-м, а в 2015 г. может достичь, по некоторым прогнозам, 16% в отдельные периоды (в 2008—2009 гг. кризис сопровождался снижением инфляции с 13,3 до 8,8%).