У граждан — плохое покупательское настроение

| статьи | печать

По данным Росстата, инфляция в России с 10 по 16 февраля составила 0,4%. Это минимальный недельный показатель с середины декабря, когда произошло резкое обес­ценение рубля и цены быстро пошли вверх. Но чего ожидать дальше?

Причина нынешнего замедления роста цен — перестала сильно дорожать плодоовощная продукция: было 1,5% в неделю с 3 по 9 февраля, 2,6% — с 27 января по 2 февраля и 3,8% — с 20 по 26 января, сейчас же всего 0,5%.

«Недельная динамика инфляции демонстрирует уверенную тенденцию к замедлению: прирост на 0,4% на последней неделе стал минимальным в этом году, — написал на официальной странице Минфина в «Фейсбуке» начальник департамента министерства Максим Орешкин. — Уже по итогам февраля инфляция окажется ниже январского уровня (месяц к месяцу, очищенная от сезонности). Эта тенденция сохранится в дальнейшем».

По мнению М. Орешкина, инфляция — главный сегодняшний риск для российской экономики. Но ключевую роль в разгоне инфляции сыграли разовые факторы: резкое снижение реального курса рубля и внешнеторговые ограничения, повлиявшие на цены продовольственных товаров. Суммарный эффект этих факторов превышает 10 п.п., приводит он оценку Минфина.

Годовая инфляция, считает чиновник Орешкин, превысит 16%, однако, предупреждает он, судить о ее динамике можно будет по заработным платам: «Оба фактора (курс рубля и санкции) привели к изменению уровня цен в экономике, но не к изменению тренда. Насколько текущие темпы инфляции могут стать постоянными, зависит от того, последует ли за ростом цен динамика заработных плат в экономике». Пока ситуация внушает М. Орешкину оптимизм — в январе темп прироста номинальных заработных плат опустился до 5,8% по сравнению с январем прошлого года:

«Это означает серьезные предпосылки для формирования тенденции на дезинфляцию».

Отрадные признаки замедления роста цен не отменяют того факта, что в годовом выражении инфляция продолжает расти: недельные показатели остаются аномально высокими. Всего с начала февраля, по данным Росстата, цены выросли на 1,3%, с начала года — на 5,2%, в годовом выражении — 15,8%, на 17 февраля прошлого года рост цен составил 0,5% с начала месяца.

Управляющий директор, главный экономист инвестиционной компании «Сбербанк CIB» Евгений Гавриленков считает, что в ближайшее время инфляция в России может достичь 17—18%, а потом пойдет вниз. «В последние два с половиной года рост экономики замедляется, — объяснил он, — а в первом полугодии текущего года динамика будет и вовсе негативной. Кроме того, за январь инвестиции в России снизились на 6%». По мнению Гавриленкова, финансовый сектор сегодня себя чувствует лучше, чем остальные, — это следствие того, что в последние полтора года его накачивали деньгами.

Тем временем ЦБ опубликовал результаты очередной — январской — волны опросов общественного мнения (их проводит фонд «Общественное мнение») — о ситуации с инфляцией. Поскольку, как декларирует ЦБ, его главная задача — инфляционное таргетирование, эти опросы служат индикаторами верности выбранного курса.

Итак, по данным ФОМ, в январе 2015 г. резко, до рекордных, выросли все показатели, характеризующие оценку населением роста цен за минувший период. До 72% увеличилось число людей, которые считают, что цены за последний месяц выросли очень сильно, и до 63% увеличилось число тех, кто считает, что в последний год цены росли быстрее, чем раньше. Медианная оценка наблюдаемой годовой инфляции увеличились на рекордные 4,6 процентных пункта: с 15,2 до 19,8%.

Особенно заметило население рост цен на сахар, соль (произошло увеличение показателя на 29 п.п.); фрукты и овощи (19 п.п.); растительное масло (13%); чай, кофе и ­яйца (по 12 п.п.); кондитерские изделия (10 п.п.); бытовую химию, мою­щие и чистящие средства; лекарства, медикаменты; хлеб и хлебобулочные изделия (по 9 п.п.).

Также обращают на себя внимание электроника и бытовая техника (рост в четыре раза — с 6 до 21%); алкогольные напитки (с 15 до 23%); ­соки, воды, газированные напитки (с 9 до 20%). Всего по 26 из 34 рассмат­риваемых товаров и услуг уровень обеспокоенности населения повысился на 3 п.п. и более.

Зато ожидания будущего рос­та цен не только не выросли, а даже снизились. Россияне это объясняют тем, что последнее повышение было настолько резким и значительным, что дальше ценам расти уже прос­то некуда. Уже более половины опрошенных (53%) считают, что рост курса доллара отрицательно повлиял на их жизнь, и число таких людей растет от месяца к месяцу. Но повышается уверенность россиян в том, что падение рубля должно остановиться. Доля граждан, считаю­щих, что девальвация продолжится, снизилась до рекордных 26%, а доля тех, кто верит в рост курса рубля, выросла до рекордных 24%.

Показатели потребительского оптимизма россиян существенно ухудшились по сравнению с декабрем. Часть респондентов, считающая нынешнее время неблагоприятным для совершения крупных покупок, выросла до рекордных 40%. А доля тех, кто считает, что сейчас не время брать кредит, — до 59%.

Всеобщий рост пессимизма стабилизировал сберегательные установки россиян, но пессимистов по-прежнему существенно больше: 44 против 14%.

В январе уже в пятый раз подряд произошло снижение всех показателей, характеризую­щих настроения россиян. Индекс текущего состояния резко упал на 14,4 пункта, а индекс ожиданий — на 2,9 пунктов. Это привело к снижению совокупного индекса потребительских настроений (ИПН) с 90 до 83 пунктов. Столь низко ни ИПН, ни его отдельные составляющие никогда не опускались за весь пятилетний период наблюдений, заключает ФОМ.