Банкроты физические и юридические: нормативная помощь в борьбе с непомерными долгами

| статьи | печать

С 1 июля 2015 г. вступят в силу изменения в законодательство о банкротстве, которые предусматривают для граждан-непредпринимателей возможность объявить себя банкротами. Указанные поправки направлены на помощь должникам, особенно в условиях экономического кризиса. С другой стороны, они могут «оставить за бортом» добросовестных кредиторов. Претерпели ­изменения и некоторые правила признания несостоятельными организаций: в частности, лимит неисполненных обязательств для ­признания компании банкротом теперь составляет 300 000 вместо 100 000 руб.

В конце декабря 2014 г. президент подписал сразу два нормативных акта, которые вносят довольно серьезные поправки в законодательство о банкротстве. Изменения касаются как юридических, так и физических лиц, в том числе простых граждан: Федеральным законом от 29.12.2014 № 476-ФЗ (далее — Закон о банкротстве граждан) введен институт банкротства физических лиц, не являющихся предпринимателями. Причем новые положения закона распространяются не только на граждан, которые никакого отношения к бизнесу не имеют, но и к тем, чьи долги сформировались за время осуществления предпринимательской деятельности (при наличии соответствующего статуса), но к моменту возбуждения дела о банкротстве они этот статус уже утратили. Новые правила вступят в силу с 1 июля 2015 г.

Нормы о несостоятельности юридических лиц скорректированы Федеральным законом от 29.12.2014 № 482-ФЗ (далее — Закон № 482-ФЗ), который уже вступил в силу 20 января 2015 г.

Подведомственность дел о банкротстве граждан неизбежно повлечет вопросы

В действующей редакции Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) предусмотрена возможность признания банкротом организации или индивидуального предпринимателя. Причем для предпринимателей «порог несостоятельности» — суммарный размер просроченных более чем на три месяца денежных обязательств и обязательных платежей, не исполненных и не уплаченных ими, составляет всего 10 000 руб. И несмотря на то что необходимым условием признания индивидуального предпринимателя банкротом является превышение суммы просроченной задолженности над стоимостью его имущества (п. 1 ст. 3 Закона о банкротстве), судебная практика это ограничение уже преодолела (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 № 51 «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей»).

Однако с 1 июля этого года порог несостоятельности для граждан — как предпринимателей, так и не связанных с бизнесом — будет единым и составит 500 000 руб. (ст. 214.1, п. 2 ст. 213.3 Закона о банкротстве в ред. от 01.07.2015). Срок просрочки, как и сейчас, должен будет составлять три месяца с даты, когда соответствующие обязательства должны быть исполнены. Обратиться в суд с заявлением о признании гражданина банкротом смогут сам гражданин, конкурсный кредитор или уполномоченный орган (например, налоговый орган).

Правда, сразу же возникнет вопрос — в какой именно суд с таким заявлением обращаться. Дело в том, что сейчас все дела о банкротстве рассмат-ривают арбитражные суды, потому путаницы тут не происходит. С 1 июля ситуация изменится — дела о банкротстве организаций и индивидуальных предпринимателей (в том числе бывших — по бизнес-долгам) останутся в арбитражном суде, а вопрос о несостоятельности граждан будет решаться в судах общей юрисдикции.

На наш взгляд, такое определение подведомственности вызовет трудности на практике. Например, кредитор, не связанный с предпринимательской деятельностью должника в прошлом, подает заявление в суд общей юрисдикции, но в процессе выясняется, что у гражданина имеются и «предпринимательские» долги и дело передается в арбитражный суд. Правда, обратной ситуации возникнуть не должно, поскольку абз. 2 п. 1 ст. 6 Законом о банкротстве в ред. от 01.07.2015 предусмотрено общее правило — дела о банкротстве бывших предпринимателей рассматриваются арбитражным судом.

Кроме того, вызывает некоторые опасения повышение нагрузки на суды общей юрисдикции в связи с новой категорией дел (см. репортаж на с. 12). Особенно с учетом того, что суды общей юрисдикции после упразднения ВАС РФ и соответствующих поправок в законодательство рассматривают еще и дела об оспаривании нормативных актов. Несомненно, сыграет роль то, что «банкротные дела» судам общей юрисдикции в принципе не свойственны — их всегда рассматривали суды арбит­ражные. А это значит, что разрешение подобных споров будет занимать значительное время, за которое судьям предстоит освоить закон и применять его без какой-либо аналогичной практики.

Что касается нового института банкротства физических лиц, который многие должники и даже кредиторы воспринимают как однозначное благо, то, на наш взгляд, он имеет много подводных камней. Возможность для граждан признать себя банкротами преподносится как возможность избавиться от долгов, осознанно принятых на себя гражданином и которые он не в состоянии погасить. При этом активность на рынке кредитных услуг в условиях финансового кризиса только повышается: банки настаивают на выгодности кредитов под 26% годовых, а мик­рофинансовые организации и вовсе предлагают гражданам «занять до зарплаты» несколько тысяч руб­лей (и мелким шрифтом — под 730% годовых!). В связи с такими рекламными призывами у заемщиков возникает ощущение «легких денег», которые не надо отдавать. А разработчики института банкротства граждан усугубляют ситацию, позиционируя его как способ для заемщика решить все финансовые проблемы. Потому есть все основания ожидать массы злоупотреблений при применении новой редакции Закона о банкротстве.

Порог несостоятельности организаций повысили в три раза

Параллельно с банкротством физических лиц, которое уже освещено в СМИ со многих сторон, Закон о банкротстве изменился и для организаций.

В первую очередь, увеличилась сумма задолженности, которая позволяет обратиться в суд с заявлением о признании компании несостоятельной, — теперь это 300 000 вместо прежних 100 000 руб.(п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве). Правда, эта норма имеет отсрочку для вступления — она начнет действовать только спустя 60 дней после утверждения Минэкономразвития России порядка определения саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляю­щий, при подаче заявления должника (п. 5 ст. 4 Закона № 482-ФЗ).

Кардинально изменится и процедура выбора арбит­ражного управляющего. Саморегулируемая организация арбит­ражных управляющих будет определяться в упомянутом выше порядке при публикации не менее чем за 15 календарных дней до обращения в суд, уведомления заявителя в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц о намерении обратиться в суд (п. 5 ст. 37 Закона о банкротстве). Пока порядка нет, выбирать СРО будет суд при подаче заявления должника (п. 6 ст. 4 Закона № 482-ФЗ). Заметим, что публикация уведомления в ­реестре до 1 июля тоже может быть заменена на письменное уведомление должника и всех известных заявителю кредиторов не менее чем за 30 календарных дней до обращения в суд.