Объединения работодателей получат больше прав и свой государственный реестр

| статьи | печать

C 6 декабря за вступление в объединения работодателей государство сулит компаниям налоговые льготы в части членских взносов в такие объединения и иные меры поддержки. В такие объединения теперь могут вступать не только работодатели, но и их объединения, а также иные некоммерческие организации, также объединяющие субъектов предпринимательской деятельности.

С 6 декабря вступил в силу Федеральный закон от 24.11.2014 № 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в правовые нормы, регулирующие деятельность объединений работодателей.

Поле деятельности для объединений теперь не ограничено отношениями с властью

Деятельность объединений работодателей регламентирована ТК РФ и специальным Федеральным законом от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (далее — Закон об объединениях). Последним, в частности, было установлено, что объединения работодателей создаются в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления. Таким образом, круг субъектов, в отношениях с которыми могут действовать объединения работодателей, был закрыт. Теперь же это ограничение снято — в законе вообще не упоминаются какие-либо конкретные субъекты, с которыми могут взаимодействовать объединения работодателей (п. 1 ст. 2). Более того, в декларативной форме, но все же предусмот­рено предоставление государством поддержки объеди­нениям работодателей как социально ориентированным некоммерческим организациям, включая предоставление работодателям, являющимся членами таких объединений, льгот по налого­обложению в части их взносов в объединения, а также создание других условий, стимулирующих вступление работодателей в объединения ­работодателей.

Перечень прав объединений работодателей также расширится. В него включены права:

  • вносить в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, затрагивающим права и охраняемые законом интересы работодателей, участвовать в разработке указанных нормативных правовых актов;
  • участвовать в установленном федеральными законами порядке в разработке и (или) обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов, других актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, в разработке документов стратегического планирования;
  • оспаривать от своего имени в установленном федеральными законами порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нарушающие права и охраняемые законом интересы объединения работодателей или создающие угрозу такого нарушения;
  • направлять в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, своих представителей в состав общественных советов, постоянных и временных рабочих групп, комиссий, создаваемых при органах исполнительной и законодательной власти, органах местного самоуправления по вопросам, затрагивающим охраняемые законом интересы работодателей в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

В объединения работодателей смогут войти не только работодатели

Изменится и круг субъектов, которые смогут состоять в объ­единении работодателей — теперь это не только работодатели, но и их объединения, а также иные некоммерческие юридические лица, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности. Заметим, что Закон об объединениях и в прошлой редакции допускал членство объединений, но только объединений работодателей. Причем этой оговорки в самом определении понятия «объединение работодателей» не было. Сами же объединения смогут функционировать только в форме ассоциаций (союзов) — в прежней редакции Закона об объединениях такого уточнения также не было (ч. 1 ст. 9 Закона об объединениях). Учредителями объединения работодателей могут быть не менее трех (было — не менее двух) работодателей или двух объединений работодателей, если иное не установлено законом (ч. 1.1 ст. 10 Закона об объединениях).

Ответственность члена объединения работодателей за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, регулирующими социально-трудовые отношения и связанные с ними экономичес­кие отношения и заключенными объединением работодателей, может быть предусмотрена также уставом объединения работодателей (ч. 1 ст. 9). В прежней редакции закона такой возможности не предусматривалось.

Еще одно изменение, внесенное Законом № 358-ФЗ, — введение государственного реестра объединений работодателей. Порядок ведения такого реестра будет установлен Правительством РФ. У объединения работодателей будет шесть месяцев с момента регистрации объединения в качестве юридического лица для того, чтобы подать заявление о внесении сведений об объединении в государственный реестр. Те объединения, сведения о которых в реестр внесены не будут, не вправе использовать в своем наименовании слова «объединение работодателей» и образованные на их основе словосочетания (ст. 10.1 Закона об объединениях).