Рейдерских захватов компаний в процессе банкротства должно стать меньше

| статьи | печать

Президент подписал закон, направленный на ужесточение требований к арбитражным управляющим. «Перескакивать» из одной саморегулируемой организации в другую (а членство в них сейчас обязательно) арбитражные управляющие не смогут — при исключении из СРО за нарушения им придется выждать три года. Разработчики рассчитывают, что такие меры помогут решить вопрос со злоупотреблениями в данной сфере. Закон вступил в силу сразу после его подписания — 2 декабря.

Со 2 декабря вступил в силу Федеральный закон от 01.12.2014 № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“» (далее — Закон № 405-ФЗ), предусматривающий повышенные требования к арбитражным управляющим и осуществляемой ими деятельности. При внесении в Госдуму законопроекта, в пояснительной записке к нему разработчики (депутаты Госдумы) указали, что предлагаемые изменения направлены на пресечение деятельности недобросовестных арбитражных управляющих, которые используют незаконным образом процедуры банкротства для рейдерского захвата предприятий, вывода активов должника в процессе банкротства.

Перед федеральными стандартами все управляющие равны

Обязательность членства арбитражных управляющих в саморегулируемых организациях (СРО) была введена в конце 2008 г. (Федеральный закон от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“»). Однако за несколько лет применения положений Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) в новой редакции стало ясно, что институт саморегулирования в данной отрасли полностью не исключает недоб­росовестных действий арбит­ражных управляю­щих. В связи с этим видоизменение законодательства о банкротстве имеет перманентный характер — законодатели пытаются найти механизмы, которые смогли бы максимально снизить количество нарушений. Очередным этапом в этом процессе является Закон № 405-ФЗ.

Так, одним из методов стало придание обязательного характера федеральным стандартам профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральным стандартам дея­тельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанным национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (абз. 35 ст. 2 Закона о банкротстве, здесь и далее — в нов. ред.).

Законом № 405-ФЗ предусмот­рено и принятие новых федеральных стандартов. В частности, перечня обязательных сведений, включаемых СРО в реестр арбитражных упра­вляю­щих, и порядок ведения СРО такого реестра — они должны быть приняты в форме федерального стандарта (абз. 11 п. 2 ст. 22 Закона о банкротстве). Также в форме федерального стандарта должны быть приняты правила аккредитации лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве (оценщики, аудиторы, реестродержатели и др.) (абз. 17 п. 2 ст. 22 Закона о банкротстве)). Заметим, что в предыдущей редакции Закона о банкротстве аккредитация лиц, привлекаемых арбитражным управляющим к участию в «банкротном» деле, выступала правом, а не обязанностью (п. 1 ст. 22). Теперь же обязаннос­ти СРО по проведению аккредитации таких лиц соответствует и обязанность арбитражных управляющих привлекать только аккредитованных его «родной» СРО лиц (абз. 9 п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве).

В связи с внесением Законом № 405-ФЗ изменений в банкротное законодательство потребуют доработки и федеральные стандарты, которыми устанавливаются требования к обес­печению имущественной ответственности арбитражного управляющего. Так, в них могут быть предусмотрены требования к обеспечению имущественной ответственности, возникшей вследствие обязанности арбитражного управляющего возместить членам СРО убытки, причиненные в связи с необходимостью привести размер компенсационного фонда этой СРО в соответствие с требованиями Закона о банкротстве после осуществления компенсационной выплаты из компенсационного фонда этой СРО. Этими стандартами, кроме того, может устанавливаться и обязанность арбитражного управляющего осуществлять страхование риска такой гражданской ответственности (п. 5 ст. 20.4 Закона о банкротстве).

После исключения из СРО управляющим придется уходить в трехлетний отпуск

Кроме того, для арбитражных управляющих, которые были исключены из СРО в связи с нарушением положений федеральных законов, иных нормативных актов, федеральных стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный СРО срок или носящим неустранимый характер, введен запрет на вступление в другую СРО арбитражных управляющих в течение трех лет. По мнению разработчиков Закона № ­405-ФЗ, такие меры должны пресекать недобросовестные действия управляющих, которые, будучи исключенными из одной СРО, тут же подают заявления на вступление в другую (п. 2 ст. 20 Закона о банкротстве).

При этом если дело о применении к арбитражному управляющему мер дисциплинарного воздействия возбуждено уже после того, как он подал заявление о вступлении в новую СРО, то решение о его приеме в нее принимается только после завершения рассмотрения такого дела (п. 13 ст. 20 Закона о банкротстве в ред. Закона № 405-ФЗ)

До сих пор закон о банкротстве обязывал СРО, в которой состоит арбитражный управляющий, обращаться в суд с ходатайством об освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в случае выхода такого управляющего из соответствующей СРО (то есть тогда, когда арбитражный управляющий утрачивает членство в СРО в добровольном порядке). Новая редакция Закона устанавливает аналогичную обязанность для СРО и в иных случаях:

  • выявления саморегулируемой организацией фактов несоответствия арбитражного управляющего условиям членства, установленным саморегулируемой организацией, членом которой он является, в том числе установленным саморегулируемой организацией требованиям к компетентности, добросовестности и независимости арбит­ражного управляющего;
  • выявления обстоятельств, препятствующих утверждению арбитражного управляющего в деле о банкротстве, в том числе возникших после такого утверждения;
  • выявления фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в делах о банкротстве (п. 2 ст 25 Закона о банкротстве).

Срок для обращения с ходатайством в суд предусмотрен тот же — 14 рабочих дней с даты принятия решения об обращении. Таким образом планируется пресечь практику злоупотребления правами управляющими, которые формально еще состоят в СРО, но имеются основания для исключения их из саморегулируемой организации.

Управляющие обязаны возмещать убытки членам СРО после выплат из компенсационного фонда

Законом № 405-ФЗ введен новый вид имущественной ответственности арбитражных управляю­щих — возмещение членам СРО ущерба, причиненного необходимостью внесения денежных средств в компенсационный фонд СРО, если его размер в результате осуществления компенсационных выплат стал меньше установленного Законом о банкротстве.

Напомним, что СРО арбитражных управляющих обязаны иметь компенсационный фонд, предназначенный для выплат в связи с возмещением убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Формируется такой фонд за счет членских взносов управляющих, входящих в данную СРО, в размере не менее чем 50 000 руб. на каждого члена СРО (п. 1, 2 ст. 25.1 Закона о банкротстве).

С 2 декабря арбитражный управляющий обязан возмес­тить членам СРО арбитражных управляющих убытки, возникшие в связи с необходимостью привести размер компенсационного фонда этой организации в соответствие с требованиями закона после осуществления компенсационной выплаты из компенсационного фонда в связи с возмещением убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения этим арбит­ражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Исключение составят случаи, когда такой управляющий действовал в соответствии с внутренними до­кумен­тами саморегулируемой организации, стандартами и правилами профессиональной деятельности (абз. 2 п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве).

Заметим, что рассматриваемый Закон № 405-ФЗ, преследуя, несомненно, благородные цели, породит и множество трудностей в его осуществлении. Вот как прокомментировал изменения в Закон о банкротстве Евгений Евтушенко, арбит­ражный управляющий, руководитель представительства ПАУ ЦФО по Иркутской области, Рес­публике Бурятия, Забайкальскому краю: «Поправки явно предоставляют преимущество кредиторам, причем такая тенденция наблюдается с 2002 г. Законом № 405-ФЗ предусматривается большая ответственность для арбитражного управляющего: за малейшие нарушения он может быть привлечен к административной ответственности и в последующем дисквалифицирован. Сделать это стало намного проще, чем раньше. В итоге такие изменения, скорее всего, приведут к тому, что арбитражные управляющие предпочтут брать небольшой объем банкротных дел — две-три процедуры, но крупные. От мелких дел будут отказываться, так как суммы штрафов возросли в десять раз. Для сравнения: сейчас арбитражные управляющие параллельно ведут до 60 банкротных дел».

К сведению

Помимо ответственности, установленной законодательством о банкротстве, арбитражные управляющие могут быть привлечены к административной (см. также «ЭЖ», 2013, № 24, с. 12) и уголовной ответственности. Например, за неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника — юридического лица заведомо в ущерб другим кредиторам, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства управляющему может грозить штраф в размере 5000—10 000 руб., а за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве) — штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацией на срок от шести месяцев до трех лет. Уголовным кодексом также предусмотрена ответственность за неправомерные действия при банкротстве (ст. 195).