Что почитать на досуге

| статьи | печать

Литературная академия назвала лауреатов девятого сезона Национальной премии «Большая книга» на торжественной церемонии в Доме Пашкова. Победителем стал роман Захара Прилепина «Обитель». На книжных полках есть и другие достойные внимания новинки, включая те, которые ещё не успели завоевать премии.

Приз З. Прилепину вручил председатель Государственной думы Сергей Нарышкин. Это, конечно, ярко свидетельствует о серьёзных достоинствах нового романа популярного автора. Недаром уже рассматриваются варианты экранизации 750-страничного труда.

Сам З. Прилепин, очевидно, стал почти символом нового мышления российской интеллигенции, значительная часть которой в последнее время активно пересматривает прежние воззрения и решительно избавляется от устаревших стереотипов восприятия реальности. Вот и З. Прилепин некоторое время говорил о себе как о представителе несистемной оппозиции. Он подрабатывал колумнистом журнала «Огонёк», где смело задавал властям острые вопросы о политзаключённых и олигархах. Присоединение Крыма открыло глаза писателю, он возрадовался и перестал разменивать свой талант на поиски, как говорится, «чернухи» в нашей жизни. В интервью газете «Культура» писатель говорил: «Путин оказался очень сложной фигурой. Не хотелось бы впадать в мистику и метафизику, но влияние, давайте назовём это так — «поля России»: её прошлого, её святых и её побед — оно, видимо, колоссально».

Как член Национал-большевистской партии З. Прилепин несколько раз приезжал на территории Народных республик на Донбассе и выказывал поддержку борцам за независимость.

В связи с этим переломом сознания, пережитым З. Прилепиным, совершенно логичным выглядит появление «Обители» — романа о СЛОНе (Соловецком лагере особого назначения), первом концентрационном лагере советской власти. З. Прилепин внимательно изучил массив документов о лагере, в персонажах романа угадываются реальные исторические фигуры, которые проводили уникальный эксперимент по перековке сознания тех, кто не пришёл ещё к пониманию сути советской власти.

Роман написан почти в традициях А. Дюма, содержит множество диалогов из коротких фраз, большинство абзацев насчитывают до 8—9 строк. Как говорил А. Дюма, это позволяет с минимальным количеством знаков растягивать книгу на максимальное количество страниц и зарабатывать большие гонорары. К ХХ веку, правда, жадные американцы стали платить именно за знаки, причём порой — без пробелов, что, бесспорно, оскудило литературу. Но всё-таки традиции А. Дюма живут и сегодня.

В романе о лагере у З. Прилепина нет безысходности, которая подводила многих из тех писателей, которые до него пытались писать на эту тему. Главный же герой романа Артём Горяинов, к примеру, размышляет: «А так и в лагере можно жить… Потом ещё будешь вспоминать об этом…» А. Горяинов попал в лагерь за убийство отца, видимо, это должно подкрепить идею о том, что очень плохо предавать предков, отказываться от их заветов, переставать чтить традиции. То есть роман можно рассматривать как попытку осмысления духовных скреп. По превалирующему мнению, эта попытка удалась. Описание лагерного быта и того, как можно обрести важные скрепы даже при непрерывных атаках вшей и клопов.

«На самом деле этот роман о современности», — говорит сам З. Прилепин. Его коллега, Дмитрий Быков, тоже говорит, что книга читается как абсолютно сегодняшняя хроника.

Второе и третье место Литературная академия присудила «Теллурии» Владимира Сорокина и «Возвращению в Египет» Владимира Шарова. Первая книга — прогноз, про время, когда Европа и Россия погрузились в новое средневековье. Страны разделились на множество маленьких государств, повсюду руины, нет технологий и массового производства. Людей спасает лишь пристрастие к наркотическому веществу, называемому «теллур». Эта книга может быть весьма интересна родителям вступающих в пору выбора «колоться-не колоться» молодых людей.

Книга В. Шарова — для пытливых умов. В. Шаров — кандидат исторических наук, который давно увлекается концепцией альтернативной русской религиозности. «Возвращение в Египет» — история в письмах семьи, связанной родством с Николаем Гоголем, дальний потомок которого дописывает роман-поэму «Мёртвые души». Оказывается, первый том — это история о том, как Чичиков скупал души, чтобы их спасти. История же России в XIX — начале XX века сравнивается с библейскими сюжетами.

Ещё на полках — фантастический роман Олега Осипова «Хроники Фёдора», в котором главный герой, сначала — из могилы, а потом — за рюмочкой хорошего портвейна, наблюдает за гибелью человеческой цивилизации вообще. Однако русский богатырь оказывается сильнее космических обстоятельств, находит новую любовь, не предавая старую, и увозит себя, любовь и приятелей на космическом корабле в новый дивный мир.

Особняком стоит в книжном ряду новинок издание под лейблом «От Макса Фрая», которая называется просто: «1339 весьма любопытных фактов, от которых у вас челюсть отвиснет» (Джон Ллойд, Джон Митчинсон и Джеймс Харкин). Книга любопытна в сравнении с трендом российской литературы, нацеленным на поиск судьбоносных для человечества рецептов, на осмысление в том числе и роли России в мироздании. У англичан же — явное мелкотемье.

Книга состоит из кратких предложений. К примеру: «Дети рождаются без бактерий в организме.

Тараканы появились за 120 миллионов лет до появления динозавров.

Гималаи сформировались через 25 миллионов лет после вымирания динозавров». И так далее.

Словом, есть что почитать на любой вкус. И серьёзное, и английское.