Упрощенная декларация: нюансы заполнения и подачи

| статьи | печать

Если даже организация по каким-то причинам не ведет деятельность, она должна отчитываться по тем налогам, в отношении которых признается налогоплательщиком. В этом случае по налогам представляются «нулевые» декларации. Однако есть более удобный вариант — подать единую (упрощенную) декларацию вместо нескольких «нулевых» деклараций. В этой публикации мы ответим на два главных вопроса: отчеты по каким налогам заменяет упрощенная декларация и когда представлять ее не нужно?

Форма единой (упрощенной) декларации и порядок ее заполнения (далее — Порядок заполнения упрощенной декларации) утверждены приказом Минфина России от 10.07.2007 № 62н. Представляется декларация не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, девятью месяцами, календарным годом (п. 2 ст. 80 НК РФ).

При каких условиях подается упрощенная декларация

Единую (упрощенную) налоговую декларацию сдает налогоплательщик, если в течение отчетного (налогового) периода одновременно выполнялись два условия (п. 2 ст. 80 НК РФ):

  • не было движения денежных средств на расчетных счетах и в кассе;
  • не возникало объектов налогообложения по тем налогам, плательщиком которых он признается.

Для того чтобы заменить декларацию по НДС упрощенной, должно быть выполнено еще одно условие. А именно — отсутствие каких-либо операций, которые подлежат отражению в декларации по НДС. Такой вывод следует из п. 3 Порядка заполнения декларации по НДС, утвержденного приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н. Разъяснения финансового ведомства также это подтверждают (письмо от 10.03.2010 № 03-07-08/64). Дело в том, что в декларации по НДС положено указывать не только объекты налогообложения, но и операции, которые объектом налогообложения не являются. Например, операции по продаже товаров (работ, услуг), местом реализации которых Россия не признается, фиксируются в разделе 7 декларации по НДС. Если у организации были подобные операции, ей придется сдавать декларацию по НДС.

Декларации по каким налогам заменяет упрощенная декларация

Исходя из подп. 9 п. 7 Порядка заполнения упрощенной декларации в ней можно отразить лишь те налоги, налоговым периодом для которых является квартал или календарный год. Соответственно, в отношении налогов, налоговым периодом по которым является месяц, подать упрощенную декларацию нельзя.

К сведению

К налогам, у которых налоговым периодом является месяц, относятся: акцизы (ст. 192 НК РФ), налог на добычу полезных ископаемых (ст. 341 НК РФ) и налог на игорный бизнес (ст. 368 НК РФ).

Если у организации, являющейся плательщиком акцизов (ст. 179 НК РФ) или налога на добычу полезных ископаемых (ст. 334 НК РФ) отсутствует объект налогообложения по этим налогам, она должна будет подать «нулевые» налоговые декларации.

Что касается налога на игорный бизнес, то с ним ситуация несколько иная. Статус плательщика этого налога (а значит, и обязанность сдавать по нему отчетность) распространяется только на те организации, которые фактически ведут деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ). Объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес, указанные в п. 1 ст. 366 НК РФ, подлежат регистрации в налоговой инспекции по месту установки или нахождения (п. 2 ст. 366 НК РФ). И обязанность по подаче декларации по налогу на игорный бизнес возникает с момента регистрации данных объектов. При этом временное неиспользование установленных в игорных заведениях объектов не может служить основанием для освобождения плательщиков от обязанности по уплате налога на игорный бизнес и представления «нулевых» деклараций. Соответственно, декларация по налогу на игорный бизнес не может быть «нулевой». Если организация закрыла все объекты налогообложения и сняла их с регистрации (п. 4 ст. 366 НК РФ), тогда она перестает быть плательщиком этого налога и декларацию по нему подавать больше не нужно.

К налогам, для которых налоговый период установлен как квартал, относятся НДС (ст. 163 НК РФ) и водный налог (ст. 333.11 НК РФ).

Налоговый период — календарный год применяется в отношении следующий налогов:

  • налог на прибыль (ст. 285 НК РФ);
  • транспортный налог (ст. 360 НК РФ);
  • налог на имущество организаций (ст. 379 НК РФ);
  • земельный налог (ст. 393 НК РФ).

Формально сведения по всем этим налогам можно включить в единую (упрощенную) декларацию. Однако не по всем налогам следует отчитываться, если объект налогообложения отсутствует.

Сказанное в первую очередь относится к транспортному, земельному налогу и налогу на имущество организаций. Так, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зареги­стрированы транспортные средства, относящиеся к объектам налогообложения (ст. 357 НК РФ). Организации являются плательщиками земельного налога, если они обладают земельными участками, признаваемыми объектом налого­обложения (ст. 388 НК РФ). Плательщиками налога на имущество будут организации, у которых есть имущество, являющееся объектом налогообложения (ст. 373 НК РФ). Получается, что при отсутствии объектов налогообложения (необходимое условие для подачи единой (упрощенной) декларации) организация не считается и плательщиком указанных налогов. То есть не обязана подавать по ним даже «нулевые» декларации. А раз так, то подавать упрощенную декларацию в отношении этих налогов нет необходимости.

Плательщиком водного налога организация признается, если она осуществляет специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Объектами обложения водным налогом признаются некоторые виды пользования водными объектами (п. 1 ст. 333.9 НК РФ). Декларации по водному налогу налогоплательщики представляют по местонахождению объекта налогообложения (п. 1 ст. 333.15 НК РФ). Опять же, при отсутствии таких объектов декларацию подавать не нужно, в том числе и вписывать этот налог в единую (упрощенную) декларацию.

Российские организации признаются плательщиками НДС и налога на прибыль (п. 1 ст. 143 НК РФ, п. 1 ст. 246 НК РФ). Декларации по НДС и налогу на прибыль налогоплательщики обязаны представлять независимо от того, есть ли у них соответствующий объект налогообложения. Это подтверждает и Минфин России вписьме от 24.12.2009 № 03-02-07/1-561.

Таким образом, организация на общем режиме может подать единую (упрощенную) декларацию при выполнении всех необходимых условий вместо «нулевых» деклараций по НДС и налогу на прибыль.

Упрощенная декларация при применении спецрежимов

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, также вправе отчитаться перед налоговой инспекцией в форме единой (упрощенной) декларации при соблюдении необходимых условий. Причем при применении УСН единую (упрощенную) декларацию можно представлять не ежеквартально, а лишь по окончания налогового периода — календарного года (ст. 346.19 НК РФ). Ведь по налогу при упрощенной системе ежеквартальные декларации не сдаются. С таким подходом согласны и налоговики (письмо ФНС России от 08.08.2011 № АС-4-3/12847@).

Однако, по мнению автора, смысл представлять единую (упрощенную) декларацию есть, если она заменяет собой отчетность по нескольким налогам. При УСН организации за некоторым исключением освобождаются от уплаты налога на прибыль, НДС и налога на имущество (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). И отчитываться упрощенцы обязаны только по одному налогу, уплачивае­мому при УСН. Поэтому если организация на УСН не ведет предпринимательскую деятельность, то проще будет подать обычную «нулевую» декларацию по УСН (п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

Те же самые рассуждения подходят и для случая, когда применяется система налогообложения ЕСХН. Плательщики ЕСХН могут подать единую (упрощенную) декларацию при выполнении установленных условий, но целесообразнее будет представить декларацию по ЕСХН.

Что же касается ЕНВД, то подать упрощенную декларацию вмес­то декларации по этому налогу, не получится. Поскольку по этому налогу «нулевая» декларация невозможна в принципе. Поясним. Понятие «временное прекращение деятельности» для плательщиков ЕНВД не имеет смысла. Объектом налогообложения ЕНВД признается вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Его величина определяется как произведение базовой доходности по определенному виду деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (п. 2 ст. 346.29 НК РФ). В связи с этим плательщики ЕНВД должны рассчитывать сумму налога за каждый квартал, исходя из потенциально возможного, а не фактически полученного дохода. Таким образом, декларация по ЕНВД не может содержать в себе нулевых показателей.

Временное приостановление деятельности с сохранением физичес­ких показателей означает, что организация остается плательщиком ЕНВД. За периоды, в которых деятельность, облагаемая ЕНВД, не велась (велась нерегулярно), плательщики ЕНВД должны подавать декларации на общих основаниях: с отражением налоговой базы и суммы налога, рассчитанного исходя из вмененного дохода. Делать это придется до тех пор, пока организация не снимется с учета в качестве плательщика ЕНВД. Представление «нулевых» деклараций по ЕНВД не предусмотрено.

Если в течение квартала физические показатели отсутствовали, то это означает, что организация прекратила вести деятельность, облагаемую ЕНВД. В этом случае в течение пяти рабочих дней после прекращения такой деятельности компания должна подать в налоговую инспекцию заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД (п. 3 ст. 346.28 НК РФ). При соблюдении этого срока налоговую базу за квартал, в котором организация была снята с учета, можно определять исходя из фактической продолжительнос­ти деятельности с применением ЕНВД (п. 10 ст. 346.29 НК РФ).

Правомерность такого подхода подтверждается письмом Мин­фина России от 15.04.2014 № 03-11-09/17087, в котором содержится ссылка на п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03 2013 № 157, и арбитражной практикой (см., например, Определение ВАС РФ от 26.02.2014 № ВАС-1903/14 и постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.12.2013 № Ф03-6469/2013).

Заполняем упрощенную декларацию

Упрощенная декларация состоит из двух листов. Второй лист организации и индивидуальные предприниматели не заполняют. Он предназначен для граждан, являющихся налогоплательщиками, но не зарегистрированных в качестве предпринимателей (п. 15 Порядка заполнения упрощенной декларации).

Прокомментируем заполнение некоторых полей первого листа.

Основная часть декларации — это таблица, в которой нужно перечислить:

  • в графе 1 — названия налогов, по которым в течение квартала организация или предприниматель признавались налогоплательщиками, но объекты налогообложения по этим налогам не возникали;
  • в графе 2 — номер главы НК РФ, которой установлен налог;
  • в графе 3 — код налогового (отчетного) периода;
  • в графе 4 — номер квартала, за который подается декларация.

Согласно подп. 7 п. 7 Порядка заполнения упрощенной декларации наименования налогов указывают в очередности, соответствующей нумерации глав части второй Налогового кодекса.

По налогам, налоговый период у которых квартал (например, НДС), код налогового периода будет 3. При этом в графе 4 записывают, соответственно, номер квартала.

Если налоговый период по налогу установлен как календарный год, в графе 3 следует поставить код:

  • 3, если сведения подаются за I квартал;
  • 6, если сведения подаются за полугодие;
  • 9, если сведения подаются за девять месяцев;
  • 0, если сведения подаются за год.

Графа 4 «Номер квартала» в этом случае не заполняется.

Пример

ООО «Ромашка» применяет общую систему налогообложения. Организация признается плательщиком НДС и налога на прибыль. За IV квартал 2014 г. организация не совершала операции, которые должны быть отражены в декларации по НДС. С 1 января по 31 декабря 2014 г. «Ромашка» не вела никакой деятельности. Движения денежных средств на расчетном счете и в кассе не было.

В упрощенной декларации за 2014 г. организация укажет такие налоги, как НДС и налог на прибыль. (Заполненная форма – см. Приложение)

Ответственность за несвоевременную подачу

По вопросу налоговой ответственности за несвоевременную сдачу единой (упрощенной) декларации существуют две позиции.

Позиция первая. За несвоевременную подачу единой (упрощенной) декларации наступает ответственность по ст. 119 НК РФ. Причем штрафы взимаются по каждому налогу, который в ней указан. Такая позиция отражена в письме Минфина России от 26.11.2007 № 03-02-07/2-190. ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 13.10.2009 № Ф03-5355/2009 также высказал мнение, что ответственность за непредставление налоговой декларации предусмотрена специальной нормой — ст. 119 НК РФ. Следовательно, налоговые органы не вправе привлекать налогоплательщика к ответственнос­ти по какой-либо другой статье (например, ст. 126 НК РФ).

Напомним, что согласно ст. 119 НК РФ размер штрафа составляет 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основании невовремя поданной декларации. При этом общая сумма штрафа за весь период опоздания не может быть больше 30% от суммы налога и меньше 1000 руб. Поскольку в единой (упрощенной) декларации отсутствуют суммы налогов к уплате в бюджет, размер штрафа составит 1000 руб. по каждому налогу, указанному в этой декларации.

Позиция вторая. За несвоевременную подачу единой (упрощенной) декларации наступает ответственность по ст. 126 НК РФ. Ведь ст. 119 НК РФ применяется при несвоевременном представлении налоговой декларации по конкретному налогу. При этом размер штрафа определяется суммой налога, подлежащей уплате по декларации. Если же компания не представила в инспекцию единую (упрощенную) налоговую декларацию, где в принципе не может быть указано никаких сумм налога, ей грозит штраф, предусмотренный п. 1 ст. 126 НК РФ. Данные выводы содержатся в письме Минфина России от 03.07.2008 № 03-02-07/2-118. Штраф по ст. 126 НК РФ составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ. То есть за одну не вовремя представленную единую (упрощенную) декларацию организации придется заплатить 200 руб.

Отметим, что вторая позиция более выгодна налогоплательщикам, поскольку наказание по ст. 126 НК РФ значительно ниже штрафа по ст. 119 НК РФ. К тому же письмо, в котором указана эта позиция, вышло позднее.

Напомним, что за несвоевременное представление любой налоговой декларации может наступить не только налоговая, но и административная ответственность. Так, по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации наказание в виде предупреждения или штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).

Что делать, если упрощенная декларация сдана по ошибке

На практике возможна такая ситуация: организация подала единую (упрощенную) декларацию, а потом обнаружила движение денежных средств в отчетном периоде. Другой вариант — выявлен объект налогообложения.

В этом случае нужно сдать уточненные декларации по тем налогам, которые были заявлены в единой. При этом на титульном листе в строке «Номер корректировки» таких деклараций указывают 1, поскольку эти декларации будут уточненными по отношению к ранее сданной единой декларации. А вот сдавать уточненку по форме единой (упрощенной) декларации в данной ситуации не требуется. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 12.11.2012 № 03-02-07/2-154 и от 08.10.2012 № 03-02-07/1-243. Подтверждают такой подход и суды (постановление ФАС Московского округа от 29.07.2011 № КА-А41/7687-11).

Прикрепленные файлы: