Небольшой административный штраф или пять лет лишения свободы?

| статьи | печать

Какой из этих видов ответственности должен применяться по отношению к гражданам, которые ввозят незадекларированную валюту на территорию Российской Федерации? Речь идет о том, что считать крупным размером валюты, перемещаемой физическим лицом через российскую таможенную границу.

Конституционный Суд РФ (Постановление КС РФ от 27.05.2008 N 8-П) признал не соответствующим Конституции РФ положение ч. 1 ст. 188 Уголовного кодекса РФ, которое позволяет - во взаимосвязи с примечанием к ст. 169 УК РФ - привлекать граждан к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу Российской Федерации недекларированной или недостоверно декларированной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в крупном (т.е. превышающем в эквиваленте 250 000 руб.) размере.

Причем эта норма ст. 188 УК РФ признана неконституционной в той мере, в какой она позволяет признавать размер ввозимой с такими нарушениями валюты крупным исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в Российскую Федерацию без письменного декларирования.

Но обо всем по порядку. Для того чтобы в полной мере оценить суть принятого Конституционным Судом РФ Постановления, попробуем разобраться с самим порядком перемещения валюты через таможенную границу РФ и ответственностью за его нарушения.

Порядок ввоза валюты

Фактически порядок ввоза валюты на территорию РФ определен ст. 15 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).

Заранее оговорим, что речь идет о ввозе на территорию РФ как иностранной валюты, так и валюты РФ, и та пограничная сумма, которая будет далее фигурировать, касается и той, и другой валюты в совокупности.

Поэтому для простоты восприятия именовать мы будем все вместе просто валютой.

И еще речь идет именно о перемещении наличных денежных средств физическими лицами.

Итак, ввозить валюту без ограничений могут как резиденты, так и нерезиденты, но при соблюдении требований таможенного законодательства РФ.

При единовременном ввозе валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, ее нужно задекларировать. Это означает, что при въезде на территорию РФ необходимо подать в таможенный орган письменную таможенную декларацию на всю сумму ввозимой валюты Российской Федерации (абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона N 173-ФЗ). Таможенная декларация подается по форме, утвержденной Приказом ФТС России от 30.11.2007 N 1485. Порядок заполнения формы также утвержден данным Приказом.

Отметим, что заполняет таможенную декларацию, если это необходимо, каждое лицо, пересекающее таможенную границу РФ, достигшее 16 лет (ст. 286 Таможенного кодекса РФ).

Но вот интересный момент.

Если валюту ввозит в Российскую Федерацию лицо до 16 лет, то декларировать ее должны либо один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель), его сопровождающий, либо руководитель группы, с которым выезжают несовершеннолетние, если родители с ними не едут (п. 5 ст. 286 Таможенного кодекса РФ).

А если несовершеннолетний до 16 лет въезжает в РФ вообще без сопровождающих лиц, то он имеет право перемещать через таможенную границу Российской Федерации наличные денежные средства, не требующие обязательного декларирования в письменной форме (см. Письмо ФТС России от 22.03.2005 N 01-06/8497).

Пересчет валюты в доллары США осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации на день декларирования таможенному органу (п. 5 ст. 15 Закона N 173-ФЗ).

Фактически это означает, что размер единовременного ввоза валюты на территорию РФ не ограничивается, обязанности по уплате каких-либо таможенных сборов и платежей не предусматривается, а у лица обязанность подать таможенную декларацию возникает лишь в определенном случае (абз. 2 п. 4 Постановления N 8-П). А именно - когда превышен допустимый недекларируемый размер ввозимой валюты.

На текущий момент, если физическое лицо ввозит на территорию России валюту в сумме, превышающей примерно 240 000 руб., то оно должно подать таможенную декларацию и всю эту сумму задекларировать. А теперь давайте посмотрим, что будет, если данный порядок будет нарушен.

Два вида наказания нарушителей

Законодательством РФ предусмотрено два вида ответственности за нарушение порядка декларирования товаров: административная ответственность (уплата штрафа за административное правонарушение) и уголовная ответственность. Разница между ними, несомненно, принципиальная.

Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела установлена гл. 16 КоАП РФ, в том числе и за нарушение порядка перемещения физическими лицами валюты через таможенную границу РФ.

Согласно ст. 16.4 КоАП РФ недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемой через таможенную границу России и подлежащей обязательному письменному декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 руб.

Можно сказать, что цена за нарушение порядка ввоза валюты не так уж и высока.

Но если связать ст. 16.4 КоАП РФ со ст. 188 УК РФ и примечанием к ст. 169 УК РФ, то наступает уголовная ответственность. Здесь уже "цена вопроса" иная - пять лет лишения свободы.

В этом вопросе все гораздо сложнее. Неоднозначность трактовки законодательных норм и послужила поводом к обращению в Конституционный Суд РФ.

Пять лет за лишние 10 000 руб.?

Сначала разберемся, в чем заключается суть примечания к ст. 169 УК РФ и какое отношение оно имеет к ст. 188 УК РФ.

Частью 1 ст. 188 УК РФ установлена ответственность за контрабанду, т.е. перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов. Причем помимо крупного размера, это перемещение должно быть совершено:

- помимо или с сокрытием от таможенного контроля,

- либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации,

- либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

А дальше возникает вопрос, ответ на который и определяет ту самую грань между административным правонарушением и совершенным преступлением. Какой размер признается крупным?

Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ, положения которого применяются в том числе при определении крупного размера при контрабанде, под крупным размером признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 250 000 руб.

А теперь эти положения УК РФ (ч. 1 ст. 188 и примечание к ст. 169) попробуем свести к вопросу наступления уголовной ответственности за недекларирование валюты, ввозимой физическими лицами.

До принятия Конституционным Судом РФ Постановления N 8-П ситуация выглядела следующим образом.

При перемещении, в рассматриваемом случае при ввозе, валюты в сумме, превышающей 250 000 руб. без заполнения таможенной декларации, это действие квалифицировалось как контрабанда. А значит, лицо привлекалось к уголовной ответственности.

То есть получалось, что согласно ст. 15 Закона N 173-ФЗ при ввозе валюты можно не декларировать около 240 000 руб. (исходя из текущего курса доллара, устанавливаемого ЦБ РФ). Но при этом, если лицо ввозит, например, 255 000 руб. и не декларирует их, оно уже подлежит привлечению к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 188 УК РФ за контрабанду валюты, сопряженному с недекларированием.

Есть еще один нюанс. При применении примечания о крупном размере к перемещению валюты речь идет о всей перемещаемой сумме, не исключая ту, перемещение которой прямо разрешено в Законе N 173-ФЗ без декларирования.

Фактически любое незначительное превышение разрешенного размера ввоза валюты без оформления декларации представляло собой уголовно наказуемое деяние.

И если вспомнить о наличии административного наказания за аналогичное правонарушение, то возникает закономерный вопрос: когда же применяется этот вид ответственности, т.е. когда лицо подлежит привлечению к административной ответственности?

Молиться на стабильность курса валюты...

Можно сказать, что вопрос выбора вида ответственности ставился в зависимость от текущего курса доллара. И чем курс ниже, тем больше было шансов (если ты не задекларировал ввозимые деньги, а сумма несущественно превысила 10 000 долл.) заплатить штраф, а не стать субъектом уголовного преследования.

А если курс доллара перейдет отметку 25 руб. за 1 долл. и выше, то лицо, которое ввезло на территорию РФ 10 001 долл. и не задекларировало данную сумму, уже можно было привлечь к уголовной ответственности. И в этом случае возможность наступления административной ответственности за данное действие в принципе исключалась и ст. 16.4 КоАП РФ просто "не работала".

Получалось, что, с одной стороны, законодатель закрепил возможность ввоза в РФ без подачи декларации валюту в размере 10 000 долл. в эквиваленте. С другой, при определении крупного размера для целей применения уголовной ответственности к виновному за контрабанду путем недекларирования не сделал возможным исключение из общей суммы, ввозимой на территорию РФ, той суммы, которая законодательно разрешена к ввозу без подачи декларации.

То есть было бы вполне логично, чтобы крупный размер исходя из текущего курса (например, 24 руб. за 1 долл.) определялся следующим образом: если лицо ввозит, не задекларировав, 300 000 руб., то 240 000 руб. можно ввозить без подачи декларации, а 60 000 руб. нужно декларировать. А значит, из общей суммы при определении крупного размера должна была бы исключаться сумма в 240 000 руб.

Тогда ответственность наступала бы за незадекларированные 60 000 руб., т.е. данное деяние подпадало бы под действие ст. 16.4 КоАП РФ и ответственность должна была бы наступить административная, а не уголовная.

И крупным бы в этом случае считался ввоз на территорию РФ валюты в размере, эквивалентном 491 000 руб. (240 000 руб. = 10 000 долл. (разрешенная часть) + 251 000 руб. - крупный размер).

Уголовная норма не соответствует Конституции РФ

Аналогичные доводы при обращении в КС РФ привела заявительница, в отношении которой было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 188 УК РФ по факту ввоза на территорию РФ незадекларированной валюты в сумме 9550 евро и 5130 руб., равной в эквиваленте 328 685 руб. по официальному курсу, установленному на этот день ЦБ РФ.

Конституционный Суд РФ в Постановлении N 8-П указал, что дифференциация публично-правовой ответственности должна ставиться в зависимость от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя.

То есть чем выше уровень общественной опасности совершаемого действия, тем более строгими должны быть применяемые к лицу принудительные меры ответственности.

Проанализировав положения ст. 15 Закона N 173-ФЗ, КС РФ пришел к выводу, что сам факт ввоза валюты не рассматривается как деяние, представляющее общественную опасность. То есть нет посягательства на охраняемые законом интересы Российской Федерации в сфере экономики.

Единовременный недекларируемый ввоз валюты в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, также не представляет общественную опасность и не носит противоправный характер, так как совершение подобного действия прямо разрешено ст. 15 Закона N 173-ФЗ.

А дальше Суд делает следующий вывод: посягает на установленный порядок единовременный недекларируемый ввоз валюты лишь в сумме сверх разрешенной законом. И именно за это и должны применяться меры государственного принуждения.

Суд подчеркнул, что уголовная ответственность в отличие от административной, установлена для случаев ввоза в Российскую Федерацию непродекларированной или недостоверно продекларированной валюты в крупном размере, т.е. повышенную общественную опасность представляет только неконтролируемое перемещение валюты в размере, существенно превышающем законодательно установленный эквивалент суммы, разрешенной к недекларируемому ввозу.

Если исходить из сложившейся правоприменительной практики и из буквального смысла ч. 1 ст. 188 УК РФ во взаимосвязи с примечанием к ст. 169 УК РФ, то размер признается крупным, считая всю перемещаемую сумму, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в Россию без письменного декларирования. И в этом случае даже несущественное превышение суммы может повлечь уголовную ответственность.

По мнению Суда, в формулировке самой нормы отсутствует должная формальная определенность.

А это противоречит принципу правовой определенности: лицо, ввозящее валюту, не может адекватно оценить и предвидеть последствия, которые могут возникнуть при нарушении им порядка декларирования валюты. Кроме того, неопределенность закона ведет к возможности его неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения его норм. И особенно в уголовном законодательстве - ведь это исключительное средство воздействия государства на противоправное поведение его граждан - все должно быть предельно ясно, понятно, т.е. формально определено. А значит, нормы, которыми устанавливается юридическая ответственность, не должны расширительно толковаться, чтобы за правонарушение, которое по сути является административным, не допускалась бы одновременно и уголовная ответственность (абз. 2 п. 5.3 Постановления N 8-П). Тем более, уголовная ответственность не должна применяться за те действия, которые разрешены законом.

Применение же нормы ч. 1 ст. 188 УК РФ во взаимосвязи с примечанием к ст. 169 УК РФ, по оценке КС РФ, привело к тому, что фактически даже при незначительном превышение допустимой суммы недекларируемой валюты, данное деяние одновременно образует и административный состав (ст. 16.4 КоАП РФ), и состав контрабанды. И это при том, что основным квалифицирующим признаком состава контрабанды является крупный размер.

Значит, если лицо, ввозящее валюту на территорию РФ даже в сумме, по его мнению, эквивалентной 10 000 долл. США, валюту не задекларировало и не знало текущий курс доллара к рублю на день подачи декларации, а курс в этот день изменился в сторону увеличения, то его могут привлечь к уголовной ответственности.

Фактически подобное правовое регулирование не учитывало специфику валюты как предмета, перемещаемого через таможенную границу. Условия "плавающего" курса валют не позволяют лицу предвидеть с достаточной четкостью последствия своего поведения, связанного с недекларированием или недостоверным декларированием ввозимой валюты (абз. 5 п. 5.3 Постановления N 8-П).

Это приводит, по мнению КС РФ, к произвольной замене административной ответственности, установленной законом за недекларирование или недостоверное декларирование валюты, ответственностью уголовной (абз. 4 п. 5.3 Постановления N 8-П).

Исходя из всего изложенного, КС РФ и пришел к выводу, что положения ч. 1 ст. 188 УК РФ во взаимосвязи с примечанием к ст. 169 УК РФ не соответствуют Конституции РФ в части привлечения к уголовной ответственности за контрабанду валюты при ввозе ее на территорию РФ при недекларировании или недостоверном декларировании в крупном, т.е. превышающем в эквиваленте 250 000 руб., размере, если расчет идет исходя из всей суммы перемещаемой валюты, включая часть суммы, которая разрешена законом к ввозу в Россию без декларирования.

Положения ст. 188 в той части, в которой они признаны неконституционными Постановлением N 8-П, утрачивают силу и не подлежат применению. Постановление N 8-П не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после провозглашения.

Для забывчивых ответственность существенно смягчилась

Теперь, после принятия КС РФ Постановления N 8-П, лицо, ввозящее на территорию РФ наличную валюту в сумме по текущему курсу, не превышающей примерно 20 000 долл., и "по забывчивости" не задекларировавшее ее, может не опасаться привлечения к уголовной ответственности. Максимальное наказание в этом случае - наложение административного штрафа в размере от 1000 до 2500 руб.